Реклама

Сгорая сам, греет других

Источник: Лесопромышленный комплекс России

В 1976 году американский ученый, доктор Рудольф Гуннерман презентовал свой проект Bio Solaris, в рамках которого было запущено первое в мире производство пеллет. Новое топливо состояло из древесных и сельскохозяйственных отходов, его использование выглядело перспективным в качестве альтернативы традиционным и более дорогим на тот момент ресурсам – нефти и газу. Сегодня, спустя 40 с лишним лет, глобальное производство топливных гранул составляет 30 млн тонн.

Общемировой спрос на пеллеты (топливные гранулы) устойчиво растет – прежде всего за счет активного стимулирования применения гранул непосредственно государствами. Лидерами по экспорту древесных топливных гранул являются США и Канада. Крупные объемы поставок на экспорт также идут из Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Австрии, Португалии, Германии и России. Да, России.

По данным, указанным в Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, мировой спрос на пеллеты, используемые в качестве биотоплива, рос в 2012 - 2016 годах со среднегодовым темпом 13 процентов и составил 27,8 млн. тонн. При этом динамика рынка значительно замедлилась, например, в Европе - основном мировом потребителе пеллет - темп роста спроса сократился с 13 процентов в 2012 - 2015 годах до 5 процентов в 2015 - 2016 годах. В структуре мирового потребления пеллет доля стран Европы составляет более 81 процента, доля стран Северной Америки - около 8 процентов, доля Японии и Южной Кореи - около 8 процентов - прим. «ПроДерево»

А что у нас?

Почти вся российская пеллетная промышленность работает на экспорт: 80–90 % гранул поставляется на рынок ЕС и 10–15 % – в Азию (Южная Корея). Казалось бы, вполне благоприятная картина, однако есть серьезные нюансы. Их обозначает Владимир Шевеленко, заместитель генерального директора – директор департамента развития ООО «Русфорест Менеджмент Групп».

На грани фола

52940951728365912759182372Об устойчивом, долгосрочном, динамичном развитии крупномасштабного производства пеллет в нашей стране, ориентированного на внешний рынок, сложно говорить при отсутствии сформированного внутреннего рынка.

Инвестиции в крупные проекты по производству биотоплива в России, ориентированные только на экспорт, подвержены большим рискам. Связано это с рядом постоянно изменяющихся внешних условий: неустойчивыми климатическими факторами, динамикой цен на мировых энергетических рынках, политической составляющей, коррекцией топливных предпочтений ряда государств и т. д. Принимаемые в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона энергетические программы, включающие в том числе и увеличение доли возобновляемых источников энергии, а также реализуемые стратегии корректировки топливных балансов, неизбежно приводят к изменению спроса на древесное биотопливо и, как следствие, на изменение рыночных цен. С учетом того, что в текущих уровнях цен большинство российских экспортеров балансируют на уровне рентабельности 9–15 %, снижение спроса на внешних рынках почти автоматически приводит к резкому падению экономических показателей производителей, а для некоторых из них и к переходу к отрицательным значениям.

Показательна при этом ситуация 2015 года, когда цены на пеллеты на внешних рынках резко упали (от средней цены 135–140 долларов за тонну до 80–90) и часть российских производителей вынуждена была сокращать, а в ряде случаев и останавливать производства.

Упорядочить хаос

Формирование внутрироссийского рынка пеллет требует комплексного и многовекторного подхода. В нашей лесной отрасли, особенно при производстве пиломатериалов и фанеры, образуются огромные объемы невостребованных древесных отходов. Так, по экспертной оценке российской биотопливной ассоциации «ЭНБИО», ежегодно в лесопилении складируется, вывозится в отвалы, сжигается и т. д. более 30 млн м3 древесных отходов (опил, щепы, стружки, обрези). Нужно подчеркнуть, что это ежегодно. В то же время переработка такого объема позволяет произвести почти 10 млн тонн пеллет, то есть в 8 раз больше текущих объемов производства.

По данным ассоциации «ЭНБИО», организация мощностей по производству 1000 тонн древесных топливных гранул обеспечивает: привлечение 150–170 тыс. евро инвестиций, вовлечение в переработку 2,6–3,0 тыс. м3 древесных отходов, создание 1,0–2,0 дополнительных рабочих мест (это удельный показатель пропорционально установленной мощности исходя из мощности среднестатистического завода на 30–50 тыс. тонн), поступление дополнительных налоговых отчислений и сборов в год 390–460 тыс. руб. Использование 1000 тонн пеллет в региональной биоэнергетике позволяет: произвести около 3 750 Гкал / ч тепловой энергии, заместить 750 тонн угля или 472,7 тонны мазута, снизить расходы на производство тепловой энергии по сравнению с ископаемыми видами топлива на 17–20 %, снизить объем загрязняющих выбросов при сжигании топлива.

При планируемом наращивании объемов деревопереработки эти показатели только увеличатся. Развитие широкомасштабного производства пеллет – это не только производственные и технологические задачи. Это одновременное решение и экологических проблем, и проблем рационального использования земельных ресурсов, а также топливно-энергетического сырья.

Для реализации всех этих подходов необходимы активная позиция Правительства РФ и комплексный единый федеральный план действий (дорожная карта), включающий в себя три ключевых положения.

Первое – серьезное ужесточение требований к полноте переработки древесного сырья и исключение вывоза отходов лесопереработки в отвалы и на полигоны. Второе – принятие долгосрочного механизма стимулирования полной переработки древесины, включая поддержку производства биотоплива. И третье – планомерное, системное формирование внутреннего рынка потребления древесного биотоплива путем обязательности ежегодного перевода части муниципальных котельных на древесное биотопливо или смешанное сжигание с биотопливом, а также стимулирование использования биотоплива в частных домохозяйствах (с учетом опыта европейских стран).

Пилотными субъектами могут стать прежде всего те регионы, где сосредоточено большое количество производителей лесоматериалов: Архангельская область, Красноярский край, Иркутская область, Забайкалье, Томская область, Пермский край и т. д. Системная реализация планов увеличения использования древесного биотоплива на внутреннем рынке позволит более эффективно развивать экспортные возможности лесного сектора, снизит экспортные риски, высвободит часть ископаемых энергоресурсов для поставки на внешние рынки, позволит в ряде регионов существенно улучшить экологическую обстановку и увеличить занятость местного населения.

Опыт компании. Процесс производства

Генеральный директор Группы компаний «УЛК» Владимир Буторин: «На ГК «УЛК» отходы производства перерабатываются в пиломатериалы экспортного качества, технологическую щепу, потребителями которой являются целлюлозно-бумажные комбинаты, и топливные гранулы. Кора также используется в качестве топлива. У предприятия имеется свой лесопитомник с объемом производства 9 млн саженцев в год. Предприятие обеспечивает лесовосстановление не только своих, но и других лесозаготовителей».

Примечание «ПроДерево»

Напомним, вопросы утилизации отходов лесопильных производств, в том числе выпуск биотоплива, обсуждались на семинаре портала «ПроДерево» «До и после лесопиления: сырьевое обеспечение и утилизация отходов лесопильных заводов в России». На мероприятии с докладами выступили представители консалтинговых компаний Poyry Management Consulting и StepChange Consulting, «Завода Эко Технологий», компании «Демьяновские мануфактуры» и Группы «Практика». С материалами можно ознакомится на странице семинара на сайте организатора – портала «ПроДерево».

Возможно, вам это будет интересно