Прошлый год для мебельной промышленности Петербурга и Ленобласти прошел успешно. Питерские производители ощутили увеличение спроса на свою продукцию. По данным Петростата, в 2018 году оборот производителей мебели в северной столице составил 9,6 млрд рублей, в Ленобласти - 5,6 млрд рублей. Одни эксперты связывают этот успех с рекордным вводом жилья, чем многие регионы нашей страны похвастать не могут; другие - с растущим объемом потребительского кредитования. Не секрет, что немалая часть шкафов-купе, кроватей и гарнитуров покупается в долг.
Мебельные фабрики Петербурга и Ленобласти успешно освоили технологии производства гарнитуров и аршинных диванов, но забыли о клиентах из коммуналок и студий. Малогабаритная мебель у нас все еще редкость.
Цена моратория
Дальнейшие перспективы отечественной мебельной отрасли в целом и петербургской в частности достаточно спорны. В наступившем году истекает двухгодичный мораторий на закупку иностранной мебели (за исключением стран ЕАЭС) для государственных и муниципальных организаций. Не секрет, что данная контрмера по борьбе с импортом стала важнейшим драйвером развития наших мебельных фабрик.
Эксперты уверены, что отечественная мебельная промышленность имеет хороший потенциал и выживет без контрмер. Однако реализация данного потенциала возможна лишь при условии технической модернизации отрасли, потому что выбор современного потребителя ориентирован на качество продукции и адекватные цены. А этого могут добиться лишь крупные производители, которые вытесняют с рынка представителей малого и среднего бизнеса.
Уже сейчас снижается доля небольших производителей мебели на фоне роста объемов, приходящихся на крупные компании. Рынок заняли такие торговые сети, как Hoff, Leroy Merlin, а также IKEA, в ближайших планах которой значится увеличение инвестиций в реконструкцию производственной площадки в Тихвинском районе Ленобласти. Среди отечественных компаний выделяются «Электрогорскмебель», «Шатура» и петербургская Первая мебельная фабрика.
Заморское не берут
Бесспорно, что важным подспорьем для развития отечественного мебельного рынка в последнее время стало сокращение импортных поставок. Мебельные салоны, которые несколько лет назад предлагали продукцию модных импортных брендов, исчезают или переключились на сотрудничество с российскими производителями. Да и отечественному потребителю «разонравилась» импортная мебель, прежде всего из-за ее дороговизны. Сегодня такую мебель могут себе позволить менее 10% россиян.
В результате за последние несколько лет доля отечественных производителей выросла и на сегодняшний день составляет больше половины всего объема потребления. Качество нашей мебели, даже в сегменте «эконом», также заметно улучшилось. Российские мебельщики успешно конкурируют с белорусскими и китайскими компаниями, которые удерживают низкие цены за счет сокращенного ассортимента типовой продукции и экономии на качестве изделий. Важным фактором, который снизил цену конечной продукции, стала и популяризация интернет-торговли, поскольку этот формат исключает затраты на аренду выставочных залов.
На отечественный мебельный рынок влияет строительный, ведь сейчас все чаще продают квартиры не просто с отделкой, но и укомплектованные базовой мебелью. Комплектация гостиничного номерного фонда разной звездности также чаще происходит за счет мебели отечественного производства.
Однако, по данным агентства «Infoline-Аналитика», в 2018 году доля импорта мебели не сократилась, а даже увеличилась с 22,5 до 25%. При этом объем российского производства за тот же период вырос не более чем на 5%.
Спящие на полу
Что касается спроса, то зачастую люди вообще стали отказываться от мебели - особенно мягкой. Сегодня модно покупать вместо полноценных диванов и кроватей качественные ортопедические матрасы. А вот кухонная и корпусная мебель, особенно на фоне рекордного введения жилья в нашей стране в последние годы, по-прежнему пользуется хорошим спросом, тем более что заменить ее пока нечем.
В начале этого года президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков обратился к правительству с предложением продлить срок моратория на закупки иностранной мебели в рамках 44-ФЗ до 1 декабря 2021 года и ввести ограничения на госзакупки иностранной мебели на естественные монополии, унитарные предприятия и компании, где более 50% акций контролирует государство.
За счет этого, по мнению Шестакова, участники рынка могут получить за три года дополнительные доходы в размере 100 млрд рублей. Однако пока такое предложение чиновники не одобрили. А Федеральная антимонопольная служба и вовсе считает, что это может спровоцировать рост цен и снижение качества мебели.
Но как бы активно ни развивалась отечественная мебельная отрасль, она все равно остается зависимой от некоторых импортных комплектующих. В их числе - мебельный текстиль, алюминиевые профили для шкафов-купе и немалый ассортимент фурнитуры, которые в больших количествах завозятся из Китая, Германии и Польши.
Любопытный факт: северная столица славится талантливыми дизайнерами, но почему-то местные производители чаще всего копируют импортные аналоги, а не придумывают оригинальные.
Опилки не по вкусу
Не менее интересный вопрос - из чего делается современная мебель? Увы, отнюдь не из массива, даже соснового, которого немало в наших регионах. Хотя многие потребители отдают предпочтение натуральному дереву, а не мебели из древесно-стружечных плит (ДСП), как это было еще пять лет назад. Однако с технологической точки зрения мебельщикам проще работать с плитами, а не с массивом. ДСП легче раскроить, чем пиломатериалы, которые нуждаются в «нежной» сушке.
По данным компании StepChange Consulting, отечественный рынок мебельных плит считается стабильным и держится на уровне 10 - 12 миллионов кубометров в год. В основном это плиты ДСП. Далее идут фанера, МДФ и OSB (многослойный лист, состоящий из древесной стружки (тонких щепок). Этот материал активно вытесняет низкосортную фанеру. Вне конкуренции по маржинальности березовая фанера.
Чтобы обезопасить отечественное производство, с 1 января 2019 года введены квоты на экспорт березового кряжа. Сейчас в России реализуется достаточно много проектов по производству фанеры, несколько по МДФ и OSB. Планируемых производственных объектов по ДСП в стране почти нет.
Примечание «ПроДерево»
Подробнее ситуация в мебельной отрасли, перспективы ее развития, существующие и ожидаемые меры господдержки, а также возможности, открывающиеся перед отечественными мебельными фабриками, будут обсуждаться на конференции портала «ПроДерево» «Реализация потенциала роста продаж мебели через участие в государственных и частных закупках», которая пройдет 3 апреля в Краснодаре в рамках крупнейшей региональной мебельной выставки UMIDS. Официальную поддержку конференции оказывают Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и Департамент промышленности Краснодарского края.