Реклама

Будущее лесопромышленной отрасли Республики Башкортостан

Источник: Федеральное агентство лесного хозяйства

Экоориентированность, сбалансированная индустриализация или индустриальная специализация?

Ученые Института стратегических исследований РБ 27-28 октября 2017 года провели первый модуль сессии по разработке Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2030 года.

К работе, проводимой учеными по заказу Правительства Республики Башкортостан, привлечены не только ученые и специалисты лесной отрасли, но и профессионалы-практики из смежных отраслей, арендаторы лесов, представители бизнес-сообщества, общественных организаций.

— Говоря о стратегии мы должны понимать, что будет меняться не только леспром, и даже не только республиканская экономика, но и внешняя среда: ситуация в мировой и российской экономике, будут другие потребности, иные технологии. Не будет отраслевых экономик в современном виде. Поэтому вместо привычного «отрасль» мы используем понятие «рынки». В этом ключе мы можем говорить как минимум о смежной работе на стыке трех отраслей: лесного и сельского хозяйства, промышленности — говорит директор Института стратегических исследований РБ, д.э.н. Дмитрий Котов. — А если учесть, что леса занимают около 40% территории Башкортостана, то это напрямую касается такого стратегического направления, как территориальное развитие республики, малый бизнес и туризм.

Ученый представил общие сведения о Стратегии-2030 и тех вопросах, на которые предстоит найти ответ в ходе сессии по стратегии развития лесного хозяйства республики.

— Мы выделили альфа-, бета- и гамма- проекты в стратегии развития региона. Альфа- и бета-проекты отражают действующую ситуацию и ее ближайшую перспективу, а гамма-проекты — это исследовательская повестка, вопросы, на которые предстоит найти ответы и определиться. Развитие лесопромышленного сектора отнесено к этим проектам, — сказал Дмитрий Валерьевич.

Впервые в республиканской практике лес рассматривается как комплексная система и тесно связывается с промышленным развитием лесных территорий, благосостоянием местного населения и развитием экономики. Схема постепенного ухода от привычного «было, есть и дальше будет» к видению образа будущего осуществляется поэтапно в ходе трех модулей. Первый модуль посвящен анализу текущей ситуации, второй модуль — это форсайт, который проведут аккредитованные в Агенстве стратегических инициатив модераторы и третий модуль будет посвящен детальной проработке проектов, наработанных как во время групповой работы, так и во время межмодульного взаимодействия.

Три основных сценария легли в основу групповой работы участников первого модуля: экоориентированный, сбалансированной индустриализации и сценарий индустриальной специализации.

— Мы ориентируем участников не оглядываться на действующие ограничения. Пока рамки может задавать только физическая невозможность исполнения, — говорит руководитель проекта, руководитель Центра экономических исследований ИСИ РБ к.э.н. Диляра Гамилова. — Отказ от ограничений позволяет взглянуть на решение задачи шире и под другим углом. Лес — это не только кубометры расчетной лесосеки, но и туристский ресурс, среда для развития сельского хозяйства, иных промыслов.

Пример иного видения леса — экоориентированный сценарий. Он предполагает сохранение лесов для использования будущими поколениями. В данном сценарии исходный посыл таков, что «если нет возможности правильно освоить эти леса — ограничиваем их использование».

Вводное выступление по экоориентированному сценарию сделал Раис Габитов — блогер, общественный деятель, организатор ряда общественных проектов руководитель агентства R&R.

— Республика имеет огромный потенциал туризма. В том числе, а возможно и в первую очередь — это пеший туризм, треккинг, — уверен Раис, участник и организатор туристских проектов в России и за рубежом. — В советское время существовали туристские маршруты. Сейчас постепенно приходит понимание, что это надо возродить. Один из перспективных проектов в республике — это Большая Южноуральская тропа, которая сейчас создается усилиями энтузиастов. Она начинается в Белорецке и завершается на вершине горы Иремель. Включает знаменитые Инзерские зубчатки, курумные реки хребта Кумардак — всего 130 километров.

Он отметил, что можно выделить выигрышные стороны туризма в Республике Башкортостан, на которые стоит делать ставку.

— Горы Кавказа выше, но лавиоопасны. Камчатка экзотичнее, но далеко от центра страны. Сплавы в Карелии живописнее, но травмоопасны, — отмечает он. — Отличительная черта, которая привлечет в республику туриста — это безопасность и доступность. То есть семейный туризм, первые походы по природным маршрутам могут стать нашей специализацией. Это надо использовать.

Отдельно выступающий сделал акцент на нынешнем бедственном положении лесов республики.

— Имея богатейший ресурс мы его не используем, а расходуем. Все мы помним, как лесовосстановление было налажено раньше, — говорит Раис, Раис, чьи родители работали в Белорецком леспромхозе. — Что мы видим сейчас? Разбитые дороги, оставленный после вырубки мусор и плеши после вырубки — это не может привлечь к себе туриста. А ведь он станет источником дохода для всех, кто живет возле маршрута. Я эти маршруты прохожу регулярно и могу сравнить как меняется облик сел со временем. Вижу, как в заброшенных селах уже сдают домики туристам, как организуется продажа ягод и грибов, нехитрый придорожный сервис — это начало нового рождения лесных деревень.

В рамках экоориентированного сценария исходили из предположения, что законсервировано и запрещена рубка в 60% лесов республики. К работе над сценарием привлечены все категории интересантов. Первые — те, кто работает в лесу и собирается развивать свой бизнес в первозданных лесах, видит будущее в сохранении экологической составляющей природы республики. Вторая группа интересантов — лесопользователи и сельскохозяйственные предприятия. Третья — переработчики леса, лесопромышленные компании.

Сценарий сбалансированного индустриального развития — это фактически продолжение нынешней политики, где все средства и поддержка распределены поровну между всеми интересантами, игроками. Возможно ли развиваться в ныне действующей схеме? Конечно можно — уверены участники. Не будет резкого рывка, но если подтянуть слабые участки, то можно держаться в середняках по России. Самое «слабое звено» — это, в первую очередь, финансирование лесовосстановления. Леса относятся к федеральной собственности и поэтому деньги на восстановление лесов выделяются из федерального бюджета в недостаточном количестве. Но, по мнению участников модуля, эта проблема тоже решаема — есть возможность использовать иные источники средств.

Еще один вариант индустриального развития предполагает специализацию на одном виде промышленной переработки леса. В этом случае есть риск «не угадать» с профилированием лесопромышленной индустрии республики, но и ожидаемый выигрыш на порядок выше. Причем в этом сценарии возможна «точечная вырубка» — площади вырубок будут меньше и больше леса будет сохраняться в природном состоянии.

В каждом из этих сценариев есть возможности для гражданских инициатив. В том числе — и по лесопользованию для местных жителей. Практики инициативного бюджетирования позволяют мобилизовать средства населения для создания предприятий, локализованных в определенном сельском поселении. Сейчас ученые Центра изучения гражданских инициатив совместно с Министерством сельского хозяйства готовят программу поддержки сельскохозяйственных кооперативов по схеме партисипаторного бюджетирования.

— Более четырехсот миллиардов рублей хранят жители на счетах в банках. Часть этих средств они готовы вложить в предприятие с малой долей риска, — говорит руководитель Центра изучения гражданских инициатив Эльдар Нуртдинов. — Организация доходгененрирующих предприятий позволит создать производственные кооперативы в том числе и в лесной зоне с использованием лесных ресурсов.

При рассмотрении каждого сценария группы заходили с разных точек зрения: производство, житель леса, туристская компания, ученые и др. Методика, разработанная Институтом стратегических исследований Республики Башкортостан позволила ответить на вопросы первого модуля.

Примеры вопросов, обязательно озвучиваемых на сессии; Какие компетенции потребуется развивать в науке, образовании, социальной сфере? Специалисты — привлекаем со стороны, или надо учить своих, какой запрос будет средним и высшим учебным заведениям? Какие инвесторы нужны? Какую продукцию и на какие рынки будет поставлять республика? С кем придется конкурировать в экономике, экологии, технологиях? Какие технологии нужны? Существуют ли они? Создаем их или покупаем? Как она повлияет на экологический статус территории? Станет ли республика привлекательнее? Для кого; туристы, инвесторы, произв.компании, население?

Следующий модуль пройдет в начале ноября, а к середине ноября завершится третий модуль сессии по разработке Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан.

Возможно, вам это будет интересно