Минприроды полагает, что отказ от соответствующего законопроекта может привести к крупным потерям из-за незаконных рубок.
Министерство экономического развития РФ не согласовало законопроект Минприроды о маркировке ценной древесины. В ведомстве считают, что принимать документ преждевременно, это нарушит права предпринимателей — необоснованные затраты могут составить более миллиарда рублей. Минприроды всё же планирует урегулировать разногласия и внести законопроект в правительство в запланированные сроки — в ноябре этого года. В ведомстве полагают, что маркировка ценной древесины позволит препятствовать массовой незаконной рубке и избежать потерь для бюджета.
В своих поправках в Лесной кодекс Минприроды предлагает поштучно маркировать не только экспортную древесину, как сейчас, но и ту, что идет на внутренний рынок. Также законопроект предполагает расширение списка ценных древесных пород — к дубу, буку и ясеню добавится кедр. То есть его маркировка тоже должна стать обязательной.
Эти меры регулирования не обоснованы, заключили в Минэкономразвития (отзыв министерства есть в распоряжении «Известий»). Прежде всего, ведомство возражает против срока вступления в силу документа — 1 января 2018 года. Как указал Минэк, в Иркутской области сейчас идет пилотный проект по маркировке всей отгружаемой на территории региона древесины. Эта мера введена потому, что субъект лидирует как по объему заготовки древесины, так и по незаконным рубкам. По данным региональных властей, только за 2015–2016 годы нелегальные заготовки составили около 1,1 млн кубометров леса. Результаты пилотного проекта Иркутская область представит в правительство РФ в I квартале 2018-го.
— Минэкономразвития России считает возможным доработку законопроекта после реализации пилотного проекта по маркировке древесины в Иркутской области, — сообщил «Известиям» замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. — Кроме того, министерство отмечает необходимость точного определения порядка маркировки, требований к биркам (меткам), тестирования соответствующего оборудования. Вступление в силу законопроекта с 1 января 2018 года считаем преждевременным.
Законопроект о поштучной маркировке ценных пород был разработан для сохранения лесов. На древесину планируется наносить сведения о собственнике, объеме заготовки, номере декларации о сделке и другую информацию. Данные должны будут в электронном виде передаваться в единую информационную систему учета. Это необходимо сделать до вывоза древесины из леса и до совершения сделки с ней. По мнению Минприроды, такая мера позволит оценить законность рубок, выявить и пресечь факты нелегальной заготовки.
В Минэкономразвития считают, что «внесение необходимой информации о маркировке древесины до вывоза из леса может оказаться достаточно сложной технической процедурой ввиду возможного отсутствия доступа в интернет для хозяйствующих субъектов, в том числе мобильного и спутникового доступа».
Ведомство возражает и против включения кедра в список ценных пород. Сейчас законодательство уже запрещает заготовку древесины в тех лесах, где доля кедра более 30%. Если заставить предпринимателей маркировать кедр, то дополнительные необоснованные затраты могут составить около 1,2 млрд рублей, сказано в заключении Минэкономразвития.
Минприроды называет законопроект приоритетным и всё же намерено внести его в правительство в ноябре 2017 года. До этого времени ведомство рассчитывает завершить согласительные процедуры с Минэкономразвития. В министерстве отметили, что отсрочка в принятии закона — это потери для федерального бюджета. Ежегодно Россия теряет десятки миллионов долларов на незаконных рубках и переработке ценной древесины внутри страны.
— Минприроды совместно с федеральными органами исполнительной власти (МВД, Минюстом, Федеральной таможенной и антимонопольной службами, Рослесхозом) в ходе согласительных мероприятий выработало единую позицию по положениям законопроекта, — отметили в пресс-службе ведомства. — Минприроды будет настаивать на его принятии.
Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц поддержал идею Минприроды о маркировке кедра.
— Разрешение оборота кедра лоббируется и Китаем, и целым рядом его российских партнеров. Стоимость кедрача в разы больше, чем обычной древесины. Лес, где его около 30%, позволяет получить предпринимателям огромные доходы. Под регулирование конвенции СИТЕС (о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. — «Известия») попадает только корейский кедр, а рубят и сибирский. Ценность этой древесины примерно одинакова, — пояснил «Известиям» эксперт. — Если разрешить не маркировать, никаких кедровых лесов не останется от Приморья и юга Хабаровского края до Амурской области.
Эксперт также согласен с позицией Минприроды в отношении маркировки древесины до вывоза из леса.
— Все давно научились работать в лесу со спутниками. Отговорки про технические сложности я рассматриваю как желание остаться без контроля, — сказал Евгений Шварц.
В Иркутской области лесничествам в сентябре нынешнего года начали выдавать первые одноразовые идентификационные карты, подтверждающие происхождение древесины. Лесопользователи должны сдавать их вместе с продукцией на специальные пункты приема и отгрузки. Сотрудники этих пунктов обязаны предоставлять властям ежемесячные отчеты о поставках древесины.