Реклама
Российский лесопромышленный комплекс через призму мирового рынка

Российский лесопромышленный комплекс через призму мирового рынка

Источник: по материалам выступления Виталия Липского, генерального директора Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций на конференции WoodIndex, организованной изданием ПроДерево

Производство пиломатериалов является тем сегментом лесопромышленного комплекса, который формирует существенную часть экспортной выручки отрасли в России. К сожалению, Росстат так работает, что не выдает данные по малым и средним предприятиям, поэтому оценка сделана на основе данных НЛАРИ.

Эти данные показывают, что с началом СВО и введением западных санкций производство пиломатериалов снизилось. С 2022 года наблюдался коллапс некоторых предприятий, причем даже крупных, в силу нарушения цепочек продаж продукции в западном направлении. После ухода западных компаний с Российского рынка, и перераспределение их долей новым собственникам в России, нет гарантий того, что эти заводы будут запущены в работу.

26347592342 234 2346534 562734

Такая стратегия, при которой предприятие приобретается, но не запускается, имеет право на существование, так как рынка сбыта для этих предприятий нет. В связи с этим, даже некоторые отечественные предприятия, особенно, находящиеся на Северо-Западе, попытались найти покупателей на свой бизнес. При этом, те, кому удалось сменить собственника, также могут не запустить свои производства.

Текущая ситуация, прежде всего, связана с долгосрочным ухудшением ситуации в лесопильной отрасли. Значительно сократился экспорт пеллетов и, в долгосрочной перспективе, он вряд ли восстановится. Популярный для экспорта пеллетов рынок Южной Кореи никого не спасет. Также сократился экспорт щепы. В целом, лесопильная отрасль переориентировалась на низко маржинальные рынки, к тому же, сильно возросли транспортные издержки.

Сейчас российские предприятия сильно привязаны к китайскому рынку. Нужно отметить, что китайский рынок сделал много для российской отрасли, так как они дают российским производителям доступ к китайскому рынку и хорошие цены. Даже на фоне перспектив сокращение строительства в Китае, российские производители продолжают много поставлять на китайский рынок. Несмотря на это, мы можем прогнозировать снижение производства пиломатериалов в России, особенно в Северо-Западном и Центральном регионе, где ситуация будет наиболее острой.

Другим негативным фактором является то, что Россия не представлена широко на других рынках, таких как MENA или рынки Юго-Восточной Азии. Это ставит Россию в уязвимое положение. Все попытки быстро ворваться на эти рынки не привели к каким-то значительным результатам.

Самый пострадавший от кризиса рынок в России — это рынок фанеры, причем тут не проглядывается никакой позитивной динамики. Падение рынка значительно. В США фанера поставляется с 50% пошлиной. С большой долей вероятности, Турция выйдет из цепочки поставок в ЕС из-за Европейских расследований. Российские предприятия пробуют продавать шпон, а не готовую продукцию и все поиски альтернативных рынков для фанеры, пока что, не увенчались успехом. Альтернативных платежеспособных рынков, способных потреблять высокотехнологичную продукцию, пока что нет.

234598234 236452 345724 562736452

Поэтому очевидны как падение выручки фанерных предприятий, так и дальнейшее усиление конкуренции на внутреннем рынке. Причем производители фанеры конкурируют как между собой, так и между производителями плит OSB. И пока никаких конструктивных решений проблемы нет. Есть попытка экспорта на низко маржинальные рынки, такие как Египет, но это не является решением проблем отрасли в перспективе.

Рынок ДВП единственный, которые позитивную динамику. Первым позитивным фактором этого сегмента лесопромышленного комплекса является то, что здесь остались все иностранные крупные игроки и они продолжают свою деятельность и даже развивают инвестиционную активность. Наблюдается восстановление объемов производства до докризисного уровня и даже рост цен. Но не нужно забывать, что сейчас в России высокая инфляция и рост цен не говорит о росте спроса. Скорее рост цен связан с ростом себестоимости. При этом есть спрос на ДВП со стороны мебельных производств и производителей отделочных материалов.

2834752345234 537894523 452389456234

Часто в СМИ можно прочитать, что рост мебельного производства связан с фактором роста спроса на недвижимость благодаря программе по льготной ипотеке. С этим тезисом можно поспорить. Рост спроса на невидимость, можно связать с желанием людей спасти свои накопления, а недвижимость является одним из немногих оставшихся у людей способов инвестировать деньги. Внешне, спрос на недвижимость выглядит позитивно, но есть большие опасения негативного развития этого рынка.

Если же смотреть на рынок ДВП с точки зрения среднедушевого потребления, то потенциал развития у российского рынка есть, если сравнивать со среднедушевым потреблением в развитых странах.

На рынках ДСП и OSB также наблюдается восстановление, несмотря на коллапс некоторых крупных производителей. Факторы роста на этих рынках аналогичны ДВП. Основной вопрос, что будет после мебельного бума и на какое плато опустится внутренний спрос.

29876345782424 5267345 2346234636

В целом по лесопромышленному комплексу, ситуация описывается таким образом, что сегменты, ориентированные на экспорт, серьезно пострадали, а те сегменты, которые ориентированы на внутренний рынок, находятся на относительно устойчивом тренде.

Основным последствием санкций для отрасли является ее упрощение из-за ограничения доступа к технологиям. Это, в целом, совпадает с требованиями в большинстве доступных на сегодняшний день для российских производителей рынков в арабском мире, где требования к качеству продукции ниже, чем на европейском рынке. Предприятия со сложными технологическими процессами и сложной продукцией оказались в наиболее проигрышной позиции. Маржинальные рынки, способные закупать сложную технологичную продукцию как CLT, LVL, специализированная фанера, для российского производителя сейчас недоступны. Предприятия, имеющие более простой технологический цикл, могут выиграть конкурентную борьбу у более технологичных предприятий. Похоже, что подобная ситуация надолго на российском рынке. Это тот фактор, который необходимо учитывать при бизнес-планировании.

Также одним из последствий санкций является повышение актуальности внутреннего рынка. Многие крупные компании стремятся расширить свое присутствие на внутреннем рынке, в том числе, работая в сегменте b2c. Здесь у крупных компаний будет длительный процесс адаптации к внутреннему рынку. Если раньше они грузили на экспорт вагонами, то на внутреннем рынке, придется работать и с мелкими партиями, и с сегментом b2c. Это довольно сложная работа, которая требует определенных специалистов, определенной системы продаж. Малые предприятия, которые уже были ориентированы на внутренний рынок, находятся в более выигрышном положении.

Еще одним следствием санкций является усиление конкуренции на внутреннем рынке. Мы видим конкуренцию не только между предприятиями, но и между продуктами.

В связи с падением эффективности ЛПК, важным фактором, который может поддержать отрасль, может стать девальвация рубля. Любое укрепление рубля ухудшит положение на внешних рынках, что приведет еще большему обострению конкуренции на внутреннем рынке. Россия активно тестирует новые рынки продукции ЛПК. Пока не очень успешно. Единственные рынки, где Российская продукция широко представлена это Китай и Средняя Азия.

На сегодняшний день, все перспективные рынки сбыта сконцентрированы на глобальном юге. Южная Америка здесь не принимается в расчет из-за дальней логистики. Возможно, интерес к Южной Америке будет у производителей фанеры, но на значительные объемы рассчитывать не придется.

Рынок MENA весьма специфичен. К 2040 году в регионе прогнозируется рост до 1 млрд населения. При этом, население достаточно бедное и всегда есть риск возникновения в этом регионе вооруженных конфликтов. По сути, в этом регионе есть три страны, с которыми Россия может торговать лесопромышленной продукцией – Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ. При этом, спрос на лесопродукцию коррелируется с экспортом и ценами на нефть. Рост импорта в эти страны всегда соответствует росту цен на нефть. Остальные рынки в регионе мало платежеспособны. Если говорить о Марокко и Алжире – рынки этих стран полностью заняты европейскими производителями. С точки зрения бизнеса и логистики заход на эти рынки маловероятен. Рынок MENA интересен России с точки зрения ДВП, фанеры и пиломатериалов.

Тем не менее, регион логистически тяжело досягаем из России. Через черноморские порты прямые поставки осуществляются только в Египет. Все остальное транспортируется через турецкие порты. Определенные надежды рынок связывает с МТК «Север-Юг», который пока не может заработать в полную силу. Коридор имеет ряд проблем, в частности со стоимостью. Например, стоимость поставок через Каспий была дороже, чем стоимость поставок из Санкт-Петербурга в Египет. Бизнес ждет запуска железнодорожного сообщения, но пока эта возможность отсутствует.

В регионе MENA, Россия пока сконцентрирована, в основном, в Египте. Но необходимо отметить, что это низкорентабельный рынок и имеет проблемы с платежным балансом. На этом рынке также работают финские, шведские и китайские производители.

Россия заинтересована в работе с Саудовской Аравией, где существует программа развития целых отраслей экономики, а также широкая программа строительства новых городов. Но пока Россия там представлена очень слабо, в основном, в виде поставок фанеры. Основными поставщиками пиломатериалов являются скандинавские производители. Развитие этого рынка требует длительного присутствия, инвестиций в это присутствие и требует понимания как на нём работать.

Из перспективных рынков стоит отметить Ирак и Иран. Это те рынки, где можно постепенно нарастить свое присутствие в силу географический близости. Ожидать от них прорыва не стоит. По своей структуре они похожи на рынки Средней Азии. Но на фоне остальных стран региона они выглядят более перспективными для российского производителя.

Рынки Центральной Азии и Закавказья, по сути, являются продолжением российского рынка. Количество населения в Закавказье мало изменится в ближайшее время, а вот население Средней Азии может увеличиться на 25% к 2040 году. Крупнейшие рынки региона — это Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Эти рынки являются для России своего рода демпфером, когда в России образуется избыток продукции, туда отправляются партии продукции. При этом, эти рынки низко маржинальные, но очень знакомые для российских производителей. Основным плюсом этого региона являются высокие темпы роста ВВП. Вкупе с темпами роста населения, в этом регионе, можно ожидать роста платежеспособного спроса.

Рынок Индостана весьма специфичен. Рынки трех стран региона - Пакистана, Индии и Бангладеш – очень инертны. Эти страны мало покупают лесопродукции, мало продают. Рост население прогнозируется большой, в частности в Пакистане на 18% к 2040 году, но это не говорит о том, что спрос будет расти. Кроме того, Индия идет по пути плантационного выращивания древесины и способны в значительном объеме обеспечить сырьем свое внутреннее производство. Основа лесопереработки – это свои локальные тропические породы, российские породы воспринимаются, больше, как экзотика и целесообразность поставок туда под большим вопросом.

Если транспортный коридор «Север-Юг» заработает, то какое-то проникновение российской продукции на эти рынки, всё-таки, произойдет и прежде всего целлюлозно-бумажной продукции. Но даже от этого не стоит ожидать большого прорыва. У России и Индии наблюдается огромный дисбаланс в торговле, который, на данном этапе, практически невозможно решить. Россия поставляет нефть, обратного потока товаров из Индии в Россию практически нет. В этом ключе им не выгодно развивать поставки российской лесопродукции на их рынок. Поэтому транспортный коридор «Север-Юг» интересен исключительно с точки зрения выхода на рынки стран Персидского залива с минимальными транспортными издержками.

Из России были пробные поставки пиломатериалов в Индию. Отечественные производители, прежде всего, столкнулись с низкой ценой, в районе 150 долларов за кубометр, и требованиями нестандартных сечений. Кроме того, в Индии есть пошлины, есть регуляторные ограничения. О рынке Индии много говорят из-за большого населения, но ждать от него многого не приходится.

Восточная и Юго-Восточная Азия, такой же, широко рекламируемый рынок. Но, в долгосрочной перспективе, от него не стоит также ждать многого. С одной стороны, рынок гигантский, при этом Китай, Индонезия, Вьетнам и Малайзия самостоятельно стараются развивать свой лесопромышленный комплекс. Они создают плантации быстрорастущих пород и добиваются при этом колоссальных успехов. Этот макрорегион производит порядка 70 млн кубометров фанеры. Хотя она и низкокачественная, но это все равно не 4 млн кубов российской. Регион активно экспортирует фанеру, и российские производители жестко конкурируют с ними по цене, так как в ряде сфер применения качественная фанера не требуется.

В долгосрочной перспективе, подобное развитие лесопромышленного комплекса региона, не сулит нам ничего хорошего. К примеру, когда Китай вводил плантационную модель ведения лесного хозяйства, лесистость Китая составляла 12%, сейчас она составляет около 30%. Таким образом, регион имеет все шансы самостоятельно закрывать свои потребности в лесопродукции и даже развивать экспорт, что создаст новых конкурентов для российских производителей на мировых рынках. Кроме того, в среднесрочном прогнозе, всегда нужно помнить о замедлении китайской экономики.

Из положительных факторов развития ЛПК, в России, стоит ожидать восстановление спроса, а также снижении ключевой ставки ЦБ и рост ипотечного кредитования. Это приведет к расширению внутреннего рынка, также ожидается усиление присутствия на рынках Средней Азии и Закавказье. Других перспектив по расширению присутствия российских производителей на различных рынках не прослеживается. Возможно, развитие получат поставки в страны Персидского залива, при вводе транспортного коридора «Север-Юг». Но это все точки роста, которые будут у российского ЛПК до 2040 года. В долгосрочной перспективе Китай, у которого подрастут деревья на плантациях, может создать серьезную конкуренцию России на внутреннем и внешних рынках.