Реклама

Порты Северо-Запада загрузят вологодским лесом

Источник: Красный север

Спустя год с момента вступления в силу пятого пакета санкций, запрещающего ввоз продукции деревопереработки в страны Евросоюза, предприятия лесопромышленного комплекса Вологодской отрасли увеличивают поставки на внутренний рынок, расширяют экспорт в дружественные страны востока и юга, развивают собственные научно-технические разработки в плане импортозамещения.

Серьезный вызов

До введения санкций на недружественные страны, по данным «Рослесинфорга», приходилось чуть меньше половины от общего объема экспорта российской лесной продукции. Причем 75% ее вывозилось в Евросоюз. В числе основных европейских покупателей значились Финляндия, Германия, Эстония и Нидерланды.

Летом прошлого года вступил в силу пятый пакет санкций, закрывший рынок ЕС для российской продукции деревообработки.

В том числе пиломатериалов, фанеры, древесных плит, бумаги, картона, топливных гранул и так далее. Объем экспорта российской лесопромышленной продукции, которую затронули европейские санкции, эксперты оценили в шесть миллиардов долларов. Кроме того, ЕС ввел эмбарго на поставки в нашу страну оборудования и техники для лесной промышленности. Это привело к тому, что часть инвестпроектов в отрасли были поставлены на паузу.

Все эти ограничения стали серьезным вызовом для отечественного ЛПК. Особенно для предприятий отрасли Северо-Запада - Вологодской, Архангельской областей, Республики Карелии, десятилетиями сотрудничавших с европейскими компаниями.

- Поставки древесины нашей компанией в 2022 году составили около 1,3 миллиона кубометров, что на 12% ниже, чем годом ранее. Если в 2021 году 20% общего объема нашей заготовленной древесины поставили на экспорт, то в прошлом - всего 2,5%. В первую очередь это было связано с тем, что прекратились поставки низкосортной лиственной древесины в Финляндию. Другие виды древесины мы и не грузили на экспорт, а перерабатывали или реализовывали внутри России. По пиломатериалам мы сократили производство и реализацию в 2022 году на 19%, до 320 тысяч кубометров. Это также связано с закрытием европейских рынков. Аналогично и с пеллетами. Их поставки во втором полугодии 2022 года в Европу прекратились. Они продолжались в небольших объемах через южные порты в Турцию, но в целом снижение поставок пеллет в минувшем году составило 37% по сравнению с 2021 годом - до 19 000 тонн, - приводит данные генеральный директор АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Антон Йозеф Зебанц.

Фактически одномоментное закрытие рынка ЕС стало серьезным ударом и для производителей фанеры.

- С потерей европейских рынков мы были вынуждены снизить объемы выпуска фанеры и пойти на частичное сокращение персонала. И сейчас фанерное производство загружено на 50 - 60% от объемов мощностей, - констатирует генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков.

Доступные рынки

В этих условиях предприятия ЛПК региона увеличили поставки на внутренний рынок, который также пережил за это время определенную трансформацию. Дело в том, что раньше в силу более высокого качества пиломатериалы, предназначенные на экспорт, стоили дороже и не были особенно востребованными у тех же отечественных строительных компаний. Однако теперь ситуация изменилась. Сейчас российские покупатели стали готовы платить высокую цену за более комфортный сервис и высокое качество продукции. В результате, например, ГК «Вологодские лесопромышленники» планирует в этом году увеличить отгрузку на внутренний рынок до 13% от общего объема поставок. Для сравнения, раньше этот показатель составлял около 3%.

Кардинальные изменения претерпели и экспортные направления. Часть продукции, которую до санкций лесопромышленники экспортировали в ЕС, удалось переориентировать на Китай, Северную Африку, страны Ближнего Востока, а также в Среднюю Азию. При этом цены там были ниже, чем в Европе, а транспортировка продукции - значительно дороже. К тому же, российский лес на новых рынках был мало известен и его там особо никто не ждал.

- Нам пришлось перенаправлять все свои поставки по железной дороге, но и ее пропускная способность оказалась сильно ограниченной. Мы стали отправлять свою продукцию через порты Дальнего Востока, и дальше товар шел в Китай и Республику Корею уже судами. Отгрузки шли тяжело, потому что в 2022 году сложно было получить подвижной состав на железной дороге. Кроме того, ставка аренды подвижного состава увеличилась примерно в четыре раза от той, которая была ранее, что сделало наши отгрузки планово-убыточными. Но мы отправляли свою продукцию в Азию по такой ставке и понимали, что грузим только для того, чтобы продолжать производство и сохранить рабочие места. Параллельно шла интенсивная работа по созданию новых логистических маршрутов, - рассказывает Антон Йозеф Зебанц.

В топ импортеров лесопродукции из Вологодской области в начале 2023 года вошли Китай, Египет, Казахстан, Турция, Азербайджан, Корея, Узбекистан, Кыргызстан и Республика Беларусь.

- За это время, не смотря на сложности с логистикой и дополнительные ограничения в виде пошлин, нам удалось вернуться на североамериканский рынок. Также мы продолжаем работать и на сложных рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, где абсолютно не знакомы с березовой фанерой форматом пять на пять футов. Для расширения сбыта наши специалисты принимают участие в различных отраслевых выставках, - говорит Илья Коротков.

Помимо этого предприятия лесной отрасли активно занялись вопросами импортозамещения. Причем не только по поиску аналогов комплектующих, техники и оборудования ушедших с российского рынка западных производителей, но и по разработке собственных технологий и новых видов продукции.

- Не меньший вклад в устойчивое развитие компании внесли и собственные Центры технологического развития, а также НИОКР в Санкт-Петербурге. Благодаря специалистам, которые разрабатывают уникальные продукты и технологические решения, продвигается вперед и вся российская лесная промышленность. На сегодняшний день наша компания зарегистрировала 12 патентов. Среди них, например, промышленная линия по сращиванию дров в деловую древесину, «Сканер дефектов лущения», гнущаяся фанера и многое другое, - рассказал «Красному Северу» представитель компании «СВЕЗА».

Лесников услышали

Как отмечают эксперты, стабилизировать ситуацию в одной из ключевых для региона отраслей и создать условия для развития в новых экономических условиях помогли в том числе и меры поддержки. Напомним, что целый ряд предложений по поддержке ЛПК в адрес премьер-министра Михаила Мишустина направлял губернатор области Олег Кувшинников. Пакет мер обсуждался на совещании по вопросам развития лесного комплекса под руководством Владимира Путина. По итогам встречи был сформирован перечень поручений по улучшению транспортной логистики, развитию внутреннего спроса на лесопродукцию (развитие деревянного домостроения, перевод котельных на биотопливо), снижение финансовой и административной нагрузки на предприятия.

Так, на минувшей неделе еще одно из предложений Вологодской области по поддержке лесной отрасли нашло поддержку на федеральном уровне. Премьер-министр страны Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании перевозок продукции отечественного ЛПК на экспорт.

В конце прошлого года под руководством заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьева вместе с экспертами на площадке форума «Российский лес» шла речь и о мерах поддержки отечественного ЛПК. Одним из основных вопросов повестки как раз и стала ситуация с перевозками готовой продукции конечным потребителям.

- Предложения нашего Лесного совета нашли развитие и поддержку на федеральном уровне, - отметил губернатор Олег Кувшинников. - Одним из результатов этой совместной работы стало Постановление о субсидировании перевозок леса на экспорт через порты Северо-Запада, которое подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Новая мера поддержки позволит частично перераспределить грузопотоки в восточном направлении и загрузить инфраструктуру портов СЗФО. Это новое окно возможностей, которое поможет нашим экспортерам продукции ЛПК выстроить новые логистические цепочки и ускорить время поставки продукции.

Новый механизм поддержки, принятый на федеральном уровне, не устанавливает денежного лимита на одно предприятие, против чего выступали крупные лесопромышленные холдинги. Если бы лимиты были введены, им бы пришлось дробить собственный бизнес, чтобы получить значимую с финансовой точки зрения поддержку от государства и сохранить рентабельность производства в непростых экономических условиях.

- В этом году компании смогут получить компенсацию за перевозки продукции с 1 июля по 30 сентября. Субсидии за транспортировку с 1 октября 2023 года по 30 сентября 2024 года перечислят в следующем году. Размер выплаты для предприятий ЛПК составит не более 80% затрат на логистику и не более 50% стоимости вывезенной на экспорт продукции, - уточняет глава региона.

Также недавно для лесопромышленников-экспорте-ров Северо-Западного федерального округа были установлены понижающие коэффициенты к ставкам платы за аренду лесных участков. Документом внесены изменения в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, в 2023 году размер арендной платы за лесные участки будет формироваться исходя из фактического объема заготовленной древесины. Кстати, это была одна из основных просьб к федеральному центру со стороны лесного бизнеса. Им пришлось снижать объемы заготовки древесины, так как спрос на нее на внутреннем рынке несколько снизился, а поставки за рубеж оказались затруднительны. Однако платить аренду все равно приходилось за весь лесфонд, даже если он по объективным причинам простаивал.

Помощь лишней не будет

Губернатор Олег Кувшинников отметил, что поддержка предприятий лесопромышленного комплекса будет продолжена.

- Главными задачами остаются выстраивание логистики, наращивание спроса внутри страны и увеличение мощностей по углубленной переработке древесины, - считает Олег Кувшинников.

- В текущем году по экспорту и заготовке древесины мы планируем остаться в тех же объемах, что и в 2022 году, потому что сохраняется проблема реализации низкосортной лиственной древесины. В России нет мощностей по ее переработке, поэтому и спрос на нее отсутствует. Объем заготовки мы оставляем на том же уровне, и пока не решим вопрос с реализацией низкосортной древесины, видимо, об увеличении объемов заготовки говорить преждевременно. Что касается производства пиломатериалов, то мы сейчас уже работаем на полную мощность и планируем в этом году вернуться к объемам 2021 года. Хотя, по нашим прогнозам, допускаем небольшое снижение, - говорит генеральный директор ГК «Вологодские лесопромышленники».

- Ситуация все еще остается непростой. Поэтому говорить о возвращении к прежним объемам выпуска пока преждевременно. Хотя мы сейчас находимся на стадии подъема производства, но на возвращение к прежним показателям потребуется время и продолжение комплексной поддержки государства. Например, в развитии логистических линий, в первую очередь судоходства. Также необходимо сохранить транспортные субсидии и облегчить, ускорить привлечение крупных грузоперевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты СЗФО и Дальнего Востока, - отмечают в «СВЕЗЕ».

- Многие лесные компании получили транспортные субсидии на экспорт продукции, что стало для нас глотком воздуха в этой тяжелой ситуации. Очень рассчитываем на то, что политика государства в этом направлении сохранится. Кроме того, необходимо стимулировать рынки. Если государство создает нормальное правовое поле для застройщиков и покупателей в сфере индивидуального домостроения, то за счет этого может значительно вырасти потребление продукции деревопереработки. В этой ситуации отрасль также могут поддержать масштабные инфраструктурные проекты и массовое строительство, - считает Илья Коротков.