Если случаи новых заражений COVID-19 в России будут более или менее следовать кривым других стран (см. рисунок ниже, ПРИМЕЧАНИЕ: другая шкала для США), мы, вероятно, увидим еще 3-4 недели активного роста новых случаев – а значит будет и давление на продолжение ограничений на бизнес и граждан. По состоянию на 28 апреля 2020 года, «режим нерабочих дней» в РФ продлен до 11 мая 2020 года.
Каково влияние COVID-19 и какая будет пост-COVID ситуация в ЛПК?
Как и в 2014-2015 годах, в России к настоящему моменту больше всего пострадали сектора лесной промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Строительный сектор и производство мебели сталкиваются с непростыми временами, которые заставили уже некоторых производителей древесных плит (ДСП, MDF, OSB) ввести ограничения в объемах производства. Как правило, меньше страдают более конкурентоспособные игроки с более высоким уровнем поставок доли продукции на экспортные рынки. Дальнейший период низкой активности в строительной и мебельной промышленности может привести к волне банкротств, а это означает волну активности по слияниям и поглощениям в 2п 2020-2021 годах.
По сравнению с этим, экспортно-ориентированные производители в России пока почти не снижали объемов производства: в частности, из-за девальвации рубля и первоначальной довольно хорошей конкурентной позиции в глобальном масштабе. Многие из экспортно-ориентированных игроков указывают на проблемы с логистикой в качестве основного нарушения обычного хода бизнеса. Экспортно-ориентированные производители могут столкнуться с дополнительными трудностями в области логистики в некоторых регионах, а также с некоторыми местными проблемами, связанными с ограничениями в связи со случаями инфицирования среди ключевых специалистов. Есть и некоторая «перетасовка» рынков, клиентов, продуктов, цепочек поставок – но, по крайней мере, ситуация не кажется отчаянной.
Во целом по миру мы видим (в основном временные) закрытия и сокращение объемов производства древесной продукции, особенно в регионах с высокой себестоимостью производства. США в настоящее время пострадали больше всего с точки зрения количества случаев инфицирования COVID-19 (см. рисунок выше) и количества смертельных случаев. Ряд крупных игроков в области древесной продукции в Северной Америке сообщили о ~20-30% временных сокращений объема производства. Для сравнения: старты нового строительства жилых домов в США в марте снизились на 22% по сравнению с февралем 2020 года. Однако по сравнению с мартом 2019 года цифры на март 2020 года выглядят неплохо: цифры по марту 2020 года фактически выросли на 1,4% по сравнению с мартом 2019 года. Продажи автомобилей (включая легкие коммерческие) значительно снизились – в годовом исчислении март 2020 г. по сравнению с мартом 2019 г. дает уровень, которого не наблюдалось с 2009 года.
Можно предположить, что 2020 год в целом будет сложным для сектора производства продукции из древесины (древесных плит и, в меньшей степени, пиломатериалов и твердого биотоплива) – и это на фоне уже довольно слабого 2019 года. Ниже показано положение с чистой прибылью у игроков различных секторов ЛПК из финансового бенчмаркинга B3NCH компании StepChange Consulting (выпуск марта 2020 года, подробнее в этой статье ).
В 2019 году сектора ЦБП во всем мире, в целом, выглядели лучше, чем сектор производства продукции из древесины. И в ближайшее время ЦБП, похоже, будет находиться под сравнительно меньшим давлением, за исключением ускоряющегося падения спроса на писче-печатную бумагу.
Сейчас мы наблюдаем ряд существенных изменений в мировом ЛПК из-за ситуации с COVID-19, среди них:
- По всей отрасли – за некоторыми исключениями – запасы на складах производителей растут, цены на низких уровнях, логистика на дальние расстояния является более сложной, чем раньше
- Производство продукции из древесины пострадало больше всего. Лесопильный бизнес находится под давлением в регионах с высокой стоимостью (Британская Колумбия, некоторые регионы Европы, некоторые другие регионы). Древесно-плитный бизнес находится под давлением из-за замедления в строительстве и производстве мебели.
- Спрос на целлюлозу можно охарактеризовать как стабильный, цены остаются низкими, но уровень цен соответствует уровню второй половины 2019 года. Что касается производства, то, хотя целлюлозно-бумажные комбинаты во всем мире в большинстве случаев включены в состав "системообразующих и защищенных" предприятий, остановки происходят (в некоторых случаях) из-за отсутствия щепы ввиду снижения объемов лесопиления, ввиду более слабого спроса и, в случае производителей с высокой себестоимостью, слабой конкурентоспособности. Для производителей целлюлозы падение спроса на писче-печатную бумагу в значительной степени компенсируется спросом на тиссью и упаковку, а также перебоями в сборе и цепочке поставок макулатуры, что частично увеличивает спрос на целлюлозу.
- Цены на макулатурное сырье высоки из-за нарушенных цепочек поставок, в то время как спрос остается высоким.
- Ситуация в бумажном и упаковочном секторах отличается от сектора к сектору:
- Сектор Упаковки выглядит сильным, за исключением некоторых под-секторов, как строительство (мешки), упаковка для автомобильной промышленности и некоторые другие
- Спрос на тиссью в подсекторе «потребление на дому» остается высоким из-за недавней паники и накопленных «запасов» в домохозяйствах. В сравнении с этим, подсектор «вне дома» пострадал больше, хотя и не особенно сильно. Следует заметить, что потребительские предпочтения могут перейти к большему потреблению на душу населения в результате распространения COVID-19
- Писче-печатные бумаги, включая газетную бумагу видят, в целом, ситуацию, которую можно охарактеризовать как «переход от плохого к худшему»
- Спрос на специальные бумаги специальности, как правило, снизился, с некоторыми исключениями в отдельных нишевых продуктах
Изменения отражаются в рыночной капитализации: производители тиссью превосходят по показателям «рынок в среднем», а также превосходят индекс S&P500 (см. рисунок ниже, сектор тиссью выделен красным цветом).
В целом на рисунке ниже мы видим падение в марте 2020 года, а также тенденцию к росту рыночной капитализации во всех основных секторах уже с конца марта. Такое развитие событий, вероятно, обусловлено ожиданием того, что рынки могут относительно быстро вернуться к уровням «как до COVID-19», и ожиданием/реализацией массированных программ поддержки со стороны правительств во многих странах.
На данный момент не вполне ясно, как долго будут продолжаться производственные и рыночные ограничения, связанные с COVID-19. Возможно V-образное восстановление к концу 2020 года и в 2021 году. Другой сценарий связан с высоким уровнем безработицы из-за «эффектов домино», что может иметь долгосрочные последствия и привести к затяжной L-образной кривой и медленному восстановлению.
По поводу «новой нормальности после COVID-19» и по скорости восстановления есть большая неопределенность. Но понятно, что будут многочисленные изменения по разным направлениям (см. рисунок 5 ниже, перечисление потенциальных зон изменений для «новой нормы после COVID-19»). С операционной точки зрения, важным фактором будет цифровизация – она, видимо, окажет долгосрочное влияние на производственные и эксплуатационные процессы и организацию работы персонала. При этом российские компании могут воспользоваться возможностью быть в числе лидеров в использовании искусственного интеллекта и виртуальных систем.
В настоящее время многие организации приобретают новый опыт работы с частью административного персонала, работающего из дома. Могут появиться новые формы организации, и потребуются новые процессы. Цифровые возможности здесь широки, StepChange обладает отраслевыми знаниями, чтобы помочь в наиболее быстрых и выгодных изменениях.
В то же время сейчас также самое подходящее время для оценки устойчивости существующих цепочек поставок и обеспечения готовности к другим потенциальным «черным лебедям», подобным COVID-19. Для компаний с высоким уровнем ликвидности есть возможности для выгодных сделок M&A. Для финансово проблемных компаний наиболее важными задачами будут, видимо, вопросы управления себестоимостью и прибыльностью. StepChange может оказать поддержку и по этим направлениям.
Чтобы узнать больше о наших услугах в стратегическом и операционном консалтинге в ЛПК/ЦБП, пожалуйста, свяжитесь с нами: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., телефон в России +7916 952 9552.
Если вы хотите проверить устойчивость ваших цепочек поставок к COVID-19 в сравнении с другими игроками в ЛПК/ЦБП, пожалуйста, пройдите короткий опрос ПРИМЕЧАНИЕ: опрос проводится на английском языке.
Последние новости и обновления информации по финансовому бенчмаркингу B3NCH доступны на нашей странице в Linkedin (https://www.linkedin.com/company/stepchange/) и на нашем сайте www.stepchange.com