Реклама

К чему ведет лесную отрасль повышенное внимание государства?

Источник: ПроДерево

Последнее время все чаще слышны призывы представителей власти к наведению порядка в лесной отрасли (вплоть до изменения Лесного кодекса) и инициативы по возвращению в лес хозяина.

В этой связи критике подверглись и министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин, и руководитель Рослесхоза Иван Валентик (особенно здесь категорично настроена спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко). Даже Президент России Владимир Путин признал, что государству не удается навести порядок в лесной сфере, отрасль остается «чрезвычайно коррумпированной». Прежде всего внимание первых лиц государства обращено на проблему вырубания лесов в нашей стране и активный экспорт необработанной древесины. Звучат различные предложения по преодолению этих проблем. В частности, еще летом председатель правительства Дмитрий Медведем предложил маркировать RFID-метками древесину и повысить эффективность госнадзора.

Количество сюжетов и материалов на тему коррумпированности в лесной отрасли, незаконных рубок и ущерба государству в федеральных и региональных НЕ отраслевых СМИ зашкаливает.

Вчера вновь тема наведения порядка в лесной отрасли прозвучала на встрече Дмитрия Медведева с Валентиной Матвиенко. Председатель Правительства предложил ставить электронное клеймо на каждое бревно, чтобы отслеживать маршрут вывоза леса. Спикер Совфеда – ввести эмбарго на экспорт леса.

Из всего понятно – в отрасли грядут изменения.

- Повышенное внимание государства «с самого верха» к проблеме незаконных рубок и оборота древесины можно было бы приветствовать, - прокомментировал ситуацию эксперт StepChange Consulting Алексей Бесчастнов, - потому что проблемы, которые может решить государство, есть – нужно улучшать условия для работы добросовестных лесопользователей (делая их более комфортными в сравнении с недобросовестными), нужно защищать интересы добросовестных индустриальных инвесторов (которые вкладываются, например, в строительство лесных дорог, в современную лесозаготовку, в лесовосстановление и в лесопереработку, надеясь, что потом никто не будет выкручивать руки угрозами отобрать права аренды на лес), нужно улучшать качество данных о запасах леса и т.д. Есть и более простые проблемы, которые государство может решить относительно быстро и дешево. Например, проблема требований закона к продаже и обратной покупке (но уже дороже…) энергии, производимой лесоперерабатывающими предприятиями из отходов от основного производства. Или проблема недозагрузки лесовозных машин. Но настроений «ура, на отрасль наконец-то обратили внимание с самого верха» как-то не ощущается.

Timber barcode GeorgiaПо опросам портала «ПроДерево», настроения в отрасли больше похожи на выжидательно-пессимистичные: «изменения будут, и, что бы это ни было, наверное, мы за это заплатим». При этом можно заметить, что сама по себе маркировка древесины – хорошая инициатива, но нужны пилотные проекты, направленные, во-первых, на оборот высокосортной древесины и, во-вторых, на те участки, где лесопереработчики могут получить эффект от этого шага «для себя». Можно ввести «электронные древесные акцизные марки» на каждое бревно, но от этого проблема незаконного оборота вряд ли сильно уменьшится или станет дешевле в масштабах государства – где-то будут меньше воровать, где-то научатся подделывать новые маркеры, где-то будут откупаться от проверяющих, и при этом целая отрасль будет оплачивать новую систему. Пока идея сплошной маркировки каждого бревна выглядит не сильно более выигрышной, чем наведение порядка с перевозками – но при этом гораздо более дорогой. И кто за нее будет платить, предположить можно с высокой долей вероятности....

На фото пример маркировки древесины в Грузии. Фото: Proderevo.net

Возможно, вам это будет интересно