Резиденты особых экономических зон в России не отменяют инвестиционные программы, но пока воздерживаются от комментариев по ранее анонсированным планам. Многие компании предпочли занять выжидательную позицию по вопросам запуска многомиллиардных проектов, так как около 40% будущей продукции нацелено на экспорт и не сможет быть поглощено внутренними потребителями. Действующие производства в ОЭЗ «Алабуга» продолжают работать без остановки, хотя спецоперация на Украине вызвала некоторую обеспокоенность у иностранных инвесторов.
За несколько дней до этого Наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил крупную инвестиционную заявку турецкого производителя Kastamonu (входит в холдинг Hayat) по расширению производства древесных плит. Заявленный объем инвестиций впечатляет — 30 млрд рублей. Холдинг планирует построить пятый завод, который должен привести к кратному увеличению производства.
В настоящее время у Kastamonu работают две линии по производству МДФ-плит проектной мощностью в 1 млн кв. м и две линии по выпуску ламината — на 450 тыс. кв. м. Общий объем выпуска составляет 1,4 млн кв. м продукции в год, и по этому показателю компания входит в пятерку крупных производителей России.
Параметры пятой по счету линии пока не раскрываются, запрос «Реального времени» в пресс-службу холдинга остался без ответа. Но как выяснило издание, новый завод планируется запустить достаточно быстро — в четвертом квартале 2023 года. Сейчас в компании должны приступить к его проектированию.
Турецкого инвестора позвали в другие регионы
Похоже, что за возможность разместить у себя этот новый завод Kastamonu разгорелась схватка между конкурирующими регионами России. Инвестора пытались «сосватать» к себе Владимирская и Новгородская области. Как только Наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» объявил об утверждении заявки Kastamonu, в одном из субъектов посетовали о потере проекта.
— До сих пор все помнят, как мы [упустили] проект крупной турецкой фирмы Yildiz Entegre, которая как раз-таки хотела делать МДФ плиты. Компания должна была инвестировать свыше 15 млрд рублей и создать более 900 рабочих мест. Но в регионе плевать хотели на новых инвесторов — обещания региона о передаче земли в аренду и модернизации ж/д ветки так и остались обещаниями. После долгих мучений инвестор отказался от проекта. Совпадение, что губернатор Новгородской области Андрей Никитин присутствовал на Наблюдательном совете «Алабуги», где одобрили проект Kastamonu? Теперь такой проект появится не во Владимирской области, а у новгородского губернатора. Такой проект должен быть у нас, а не в Новгородской области. Ведь мы и к Москве ближе, и лесосека у нас больше. Почему у Никитина получилось договориться с Алабугой, а у наших властей нет? — задавались вопросом во владимирских телеграм-каналах.
Kastamonu действительно можно считать «богатой невестой», за которую боролось немало претендентов. Первый завод открылся в «Алабуге» еще в 2014 году, и с тех пор его владелец турецкий холдинг Hayat инвестировал в ОЭЗ свыше 450 млн евро. По этому показателю он является вторым крупным резидентом татарстанской особой экономической зоны.
Предложения об открытии пятого завода поступали от нескольких близлежащих к Москве регионов, сообщил информированный источник редакции. Но опроверг, что среди них была Владимирская область. По его словам, обращения были от Нижегородской области, а несколько лет назад, в 2015 году, были расторгнуты договоренности с Калужской областью, и менять прописку в «Алабуге» турецкий производитель не собирается:
— По крайней мере, проект на 30 млрд рублей будет реализован в Татарстане, — подчеркнул собеседник издания.
Но из-за ситуации вокруг спецоперации России в Украине называть точные сроки реализации проекта не стал.