Лесопромышленный сектор России оказался в центре внимания «с самого верха». Будет большим сюрпризом, если такое внимание не обойдется без резких изменений правил игры. За последние два дня прозвучали два громких заявления, которые могут описать возможные изменения.
От Валентины Матвиенко на встрече с Дмитрием Медведевым поступило предложение 100% запрета на экспорт круглого леса («Пока мы просто не разберемся, не примем государственные меры, может быть, остановить на какое-то время вывоз леса за границу?»), а на совещании с участием главы Минприроды поступило предложение об обязанности продавать 100% пиломатериалов и пиловочника через биржевые торги. К обоим предложениям есть вопросы и по «внезапной остроте» проблемы, и по привязке проблемы нелегальных рубок к экспорту, и по необходимости столь резких и явных изменений существующих правил.
Рост заготовки деловой древесины в РФ идет почти непрерывно с конца 1990-х годов (после примерно трехкратного падения с уровней заготовки времен СССР), при этом доля экспорта почти непрерывно падает с 2007 года – т.е. на протяжении последних 10+ лет острота проблемы «а что это мы там позволяем вывозить за границу лес в круглом виде?» падает. Цифры по производству и экспорту деловой древесины по РФ за последние 50 лет можно посмотреть на графике ниже.
Производство деловой древесины в СССР/РФ (ось слева, млн м³/г) и доля экспорта деловой древесины от общей заготовки (%, ось справа), 1968-2018 годы
Доля РФ в мировом экспорте круглого леса примерно соответствует доле РФ в мировой заготовке – т.е. какой-то дикой диспропорции здесь нет: Россия заготавливает около 10% мировой деловой (т.е. не-дровяной) древесины, и экспортирует около 15%. Пик по доле экспорта РФ в мировом экспорте пришелся на 2005-2007 годы, когда эта доля достигала 40% (что, безусловно, должно было вызывать тревогу), см. график ниже.
Доля СССР/РФ в заготовке деловой древесины в мире (%) и доля СССР/РФ в экспорте деловой древесины в мире (%), 1968-2018 годы
Объемы незаконной заготовки леса оценивались Рослесхозом примерно в 19 млн. м³/г в 2006 году (что составляло тогда около трети от общего экспорта), более поздние оценки были скромнее. В любом случае, тезис, что «лес повсеместно незаконно вырубают и весь вывозят за границу» довольно сомнителен, но, учитывая запрос «с самого верха» «сделать хоть что-то и навести порядок», можно предположить, что какое-то из предложений (запрет экспорта, 100% биржевая торговля или что-то еще – например, продажи 100% круглого леса и пиломатериалов за границу через какую-нибудь новую структуру типа «ГосРосЛесЦентрЭкспорт») может быть принято в ближайшие месяцы.
Экспорт деловой древесины из СССР/РФ (млн м³/г), 1968-2018 годы
При полной поддержке курса на повышение прозрачности в запасах, заготовке и обороте древесины, сами предлагаемые меры вызывают сомнение – и особенно предлагаемая скорость и широта изменений. Любые подобные неожиданные «встряски» снижают инвестиционную привлекательность отрасли, полный запрет экспорта выглядит явно чрезмерной мерой, а 100% биржевая торговля, вероятнее всего, приведет к падению цен для многих нынешних игроков (здесь можно посмотреть на опыт Белоруссии в биржевой торговле лесом и товарами из древесины). Будем ждать изменений, затаив дыхание…