В регионах Волжского бассейна стремительно растут масштабы истребления лесов. По сравнению с прошлым годом объемы незаконной заготовки древесины увеличились в полтора раза. Методы борьбы с "черными" лесорубами и предложения по защите лесов представители отрасли обсудили в Костроме, где прошел открытый межрегиональный форум, посвященный законности в сфере лесопользования.
Его участниками стали представители власти, общественники и прокуроры регионов северо-запада и центра России. На форуме побывала корреспондент "РГ".
"Это наша нефть"
Спрос на лес на отечественном и мировом рынках растет постоянно. В прошлом году в костромских лесах заготовили 5,9 миллиона кубометров древесины, что на четверть больше показателей 2017-го. За девять месяцев 2019 года показатели выросли еще на 100 тысяч кубометров.
"Лес - это наша "нефть", - отметили участники совещания. - Традиционно на Костромской земле занимались лесозаготовкой и лесопереработкой - основой региональной экономики. К сожалению, многие пользователи относятся к природе хищнически: ведут незаконные рубки, не проводят на опустошенных делянках санитарную очистку от порубочных остатков, уклоняются от обязанностей по лесовосстановлению и защите лесов от пожаров".
- В прошлом и текущем годах выявлено более 500 нарушений закона в этой сфере, - сообщил прокурор Костромской области Владимир Тюльков. - На территории региона в 2018 году за нарушения лесного законодательства, связанные в том числе с незаконной рубкой, было возбуждено 87 уголовных дел. За десять месяцев этого года цифра фактически вдвое меньше и количество нарушений в этой сфере уменьшилось на 33 процента.
Воровской автобан
Несмотря на меньшее количество выявленных нарушений, общее число уничтоженных деревьев и размер вреда, причиненного природе, стремительно растут. За шесть месяцев прошлого года на территории Костромской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Вологодской и Ярославской областей произошло 437 незаконных рубок, а в этом - 319, но ущерб вырос с 175 до 287 миллионов рублей. В 2017 году потери лесного фонда Костромской области оценивались в 1,2 миллиона рублей, а в 2018-м - уже в 8,6 миллиона.
Эксперты отмечают, что виновниками незаконных рубок чаще становятся не селяне-одиночки, пришедшие в лес за вязанкой дров или новогодней елкой, а представители крупного лесозаготовительного бизнеса. Почти повсеместно дельцы самовольно захватывают участки, возводят на них дома и отели, устраивают свалки.
- Мы все эти схемы знаем, - заверил волжский межрайонный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов. - Небольшое предприятие организовало турбазу в лесу и зарабатывает серьезные деньги, нарушив все, что только возможно. В 2019 году в Тверской области по иску природоохранного прокурора возвращено в государственную собственность из незаконного пользования 740 гектаров земель лесного фонда.
По его данным, только в Тверской области один из заготовителей, незаконно складируя лес и загрязняя землю, нанес природе ущерб на два миллиарда рублей.
- Незаконное складирование леса на территории лесничеств - общая проблема всех регионов, - заметил Селифанов. - Заготовители самовольно используют государственные земли у дорог и считают, что им можно все. Но полежит лес несколько месяцев - и земля становится непригодна для использования на многие годы.
В некоторых регионах варварское использование природных богатств приобрело невиданный размах: для быстрого вывоза ворованного леса дельцы прокладывают на захваченные делянки бетонные автобаны. К тому моменту, когда власти замечают вырубленную проплешину со спутниковых снимков, нарушители, как правило, уже успевают исчезнуть.
Безнаказанными остаются две трети "черных" лесорубов. В отчетах этого года о 319 незаконных рубках в шести российских регионах (Костромской, Рязанской, Ивановской, Тверской, Вологодской и Ярославской областях) говорится, что 207 преступлений совершены "неустановленными лицами".Нередко избежать наказания нарушителям помогают нерадивые и коррумпированные чиновники на местах.
- Выявлены факты ненадлежащего проведения рейдовых осмотров, обследования лесных участков, что позволило более 20 виновным лицам избежать административной ответственности, - сообщила начальник отдела Костромской облпрокуратуры Юлия Калистова.
В некоторых регионах ситуация доходит до абсурда. Например, в поселке Николо-Полома Парфеньевского района Костромской области владелец участка обнаружил, что часть его территории незаконно захвачена под склад лесопродукции сомнительного происхождения. Он больше года обращался во все инстанции с просьбой найти злоумышленников и помочь очистить его землю. Однако в ответ получал лишь отписки. Когда настойчивый костромич пожаловался повторно, проверяющие составили протокол на самого заявителя, обвинив его в "нарушении противопожарных норм" за наличие той самой чужой древесины на его участке. Очевидно, чтобы больше не жаловался.
Удар по "черному" лесорубу
Пытаясь придать законный вид теневому бизнесу, "черные лесорубы" придумали хитрую схему. Они начали обращаться в лесничества с пачками заявлений на выделение лесных участков, написанными от лица умерших жителей. На таких делянках можно было снять сливки на быстрой продаже, порубочные остатки бросить, а молодняк не высаживать. Оно и верно: с мертвецов какой спрос?
Когда "нашествие покойников" приобрело массовый характер, власти поняли, что на теневых схемах с мертвыми душами бюджет теряет колоссальные суммы, а захламленные отходами делянки становятся рассадником вредителей и лесных пожаров. Чтобы исправить ситуацию, заявления от лесопользователей начали принимать только лично, а каждый заключенный договор проверять через загс и прокуратуру.
- Ежегодно в Костромской области заключалось около 1000 договоров в сфере лесопользования, из них порядка 60 оформлялись на мертвых душ. С тех пор как мы начали проверять договоры, сопоставляя их с данными загса, и привлекать лесорубов к ответственности за незаконные рубки, количество "мертвых арендаторов" резко уменьшилось. Последний такой договор был выявлен в 2018 году, - пояснил "РГ" заместитель костромского межрайонного природоохранного прокурора Артем Михин.
Лесник на паперти
Сейчас более 60 процентов лесов региона находится в пользовании арендаторов. Многие из них становятся нарушителями поневоле - например, из-за ошибок при оформлении документов в лесничествах.
- Когда мы говорим о незаконных рубках, то подразумеваем, что мужик с топором пришел в лес без документов и нарубил себе, сколько надо. Но незаконные рубки бывают и у законных лесопользователей. Основная проблема отрасли - вопросы правового регулирования. Возникает огромное количество противоречий, многие понятия законодательно не закреплены, - убежден костромской губернатор Сергей Ситников.
- Законом не определено, как квалифицировать рубку насаждений, определенную проектом освоения лесов, но не соответствующую сведениям, указанным в лесной декларации, - пояснил руководитель костромского департамента лесного хозяйства Александр Голубев. - Эта рубка признается незаконной, при этом нет различий при рубке без разрешительных документов и при нарушении границ участков. Методика определения ущерба не делает различий при неумышленных нарушениях и при ошибках в оформлении лесосеки. Мы предлагаем разделить рубки, которые совершены в результате ошибок при разработке лесосек. В таких случаях ущерб природе не причинен, если объем заготовки не превышен. Это предлагается отнести к административным правонарушениям.
По мнению экспертов, нарушения при отводе лесосек связаны в первую очередь с тем, что профессионализм лесничих снижается.
- Из-за крайне низкого уровня оплаты труда молодые специалисты в лес не идут. Нагрузка на них очень большая, а зарплата - всего 14 тысяч рублей. За три года только пять молодых специалистов пришли в лесничества. Зарплату надо повышать, - посетовал Александр Голубев.
Участники форума договорились в течение десяти дней собрать рекомендации экспертов о том, какие коррективы следует внести в действующее законодательство, чтобы исправить проблемную ситуацию в лесной сфере.