Реклама

Татьяна Гигель: при переходе на рыночные отношения больше других пострадали лесозаготовки

Источник: Татьяна Гигель Государственное Собрание Республики Алтай

17 августа Член Совета Федерации ФС РФ от Республики Алтай Татьяна Гигель высказалась о "Стратегии развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации до 2030 года" и ситуации в лесной отрасли Республики Алтай:

«В Верхней палате российского Парламента продолжается работа над важнейшим документом «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации–вопрос безопасности нашего государства».

В апреле текущего года был предложен вариант Стратегии для обсуждения на Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Рекомендации по составу и содержанию отдельных разделов проекта Стратегии в большинстве своем оказались учтенными. Члены Экспертно-консультационного совета, специалисты и ведущие ученые отрасли считают, что высказанные замечания носят концептуальный и конкретный характер. Это мнение было поддержано представителями исполнительной и законодательной власти 54-х субъектов РФ.

В ходе обсуждения данного документа на июльском заседания Экспертно-консультационного совета его участники согласились с разработчиками Стратегии, что за последние четверть века лесопромышленный комплекс существенно утратил свои позиции в отечественной экономике. Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны сократился в 3,5 раза и составляет всего сейчас лишь 0,47%.

Низкую рентабельность имеют практически все отрасли ЛПК. И сейчас уже очевидно, что реализация принятой ранее Стратегии развития комплекса на период до 2020 года не принесла ожидаемых результатов. Поэтому нельзя ни в коем случае допустить, чтобы такая же участь постигла и новую Стратегию, работа над которой продолжается.

При анализе ее содержания вызывает серьезное беспокойство состояние базовых отраслей, таких, как лесное хозяйство и лесозаготовительная промышленность. В себестоимости производства всех видов лесобумажной продукции, например, затраты на древесное сырье достигают 35%, их снижение позволит существенно повысить эффективность работы всех отраслей лесопромышленного комплекса.

В условиях, когда инвестиционный климат недостаточно благоприятен, модернизация лесозаготовительной промышленности экономически наиболее доступна. Она не требует больших капиталовложений и способна сделать ее локомотивом развития лесного комплекса.

Если говорить о снижении затрат на древесное сырье, то в нынешнем варианте Стратегии должны содержаться глубокий анализ основных недостатков работы лесозаготовительной промышленности и четкие предложения по их устранению. И, наоборот, консервация накопившихся проблем может стать причиной экстенсивного развития ЛПК и способна отрицательно повлиять как на эффективность всей работы, так и на показатели вновь вводимых мощностей.

Как показала практика, при переходе на рыночные отношения больше других пострадало такое важное направление, как лесозаготовки. Отрасль распалась на множество мелких предприятий. По оценкам ученых, средний объем заготовок древесины одним предприятием составляет сейчас около 15 тысяч кубометров. Число предприятий с объемом более 50 тысяч кубометров в год составляет лишь 7%, и на этом фоне вполне очевидно, что мелкие предприятия не смогут использовать эффективные технологии, а главное, они лишены возможностей строить лесохозяйственные дороги.

Возьмем в качестве примера Республику Алтай. Как и в других «лесных регионах» в ней, как говорится, еще вчера население стало испытывать серьезные трудности в вопросах доступности заготовки дров. Особенно это касается верхних горных районов.

Причина? Ее искать долго не приходится. Уже много лет из-за недофинансирования не проводится строительство лесовозных дорог, и попасть в лесосеки с давно уже «перестойным» лесом стало практически невозможно. Кстати, во многих случаях это является отягощающим обстоятельством при тушении лесных пожаров.

За четверть века малые предприятия вырубили лес, расположенный у ранее построенных лесовозных дорог и дорог общего пользования. В результате в стране возник дефицит качественного древесного сырья, и это вызвало повышение цен на деловую древесину. Рост цен отрицательно сказался на эффективности производства продукции деревообрабатывающих отраслей.

Снизилась динамика темпов роста производства пиломатериалов, бумаги, картона, фанеры, деревянных домов, мебели. Лесопиление стало экономически невыгодным. Известны случаи, когда крупные компании консервируют действующие производственные мощности по лесопилению.

Частные инвесторы не идут в эту отрасль по той причине, что не знают фактического состояния отрасли: каково количество, качество, возраст лесных насаждений, поскольку последнее лесоустройство в регионах, по результатам проведенных исследований, проводилось 15 и более лет назад.

Анализ структуры лесозаготовительной промышленности подтверждает, что ее реструктуризация–одна из самых важных задач лесопромышленного комплекса. Стратегия должна содержать, на мой взгляд, срочные меры по реструктуризации и модернизации лесозаготовок.

Одна из причин нынешнего упадка лесозаготовительной промышленности–сезонный характер ее работы. Есть и другие проблемы, мешающие развитию перспективной отрасли, из которых первостепенного внимания заслуживает роль науки.

Можно сказать, что сейчас прекратили свое существование основные отраслевые институты: ЦНИИМЭ, ЦНИИМОД, ЦНИИЛХИ. В таких условиях надо ли повторять примеры, когда наши предприятия остаются без лесосек? И надо ли объяснять, почему сейчас нет никакого лесоустройства в таежных массивах? Перестойный лес гибнет прямо на корню, но взять его невозможно, потому что реальное состояние наших лесов, в общем-то, никому неизвестно.

У нас нет эффективного воспроизводства лесов, мы перестали заниматься лесовосстановлением. Считаю, что в новом варианте Стратегии нужно предусмотреть затраты на уход за лесными культурами, потому что важно не просто посадить дерево, но и вести до 5-ти лет постоянный уход за ним – иначе дерево будет задавлено сорняками, осинником.

В каждом лесхозе нужно в срочном порядке возрождать работу с семенами, собственными силами выращивать саженцы. Если этого не предусмотреть, все затраты на лесовосстановление окажутся пустой тратой государственных средств.

По мнению всех членов Экспертно-консультационного совета, работой которого я руковожу, будущее лесопромышленного комплекса просто немыслимо без развития науки. Вот почему реализация мер, обозначенных в нынешнем варианте Стратегии, невозможна без восстановления лесной науки и лесного машиностроения.

В условиях нынешних экономических санкций со стороны Запада импорт лесозаготовительной техники становится всё более нереальным. С другой стороны, деградация отраслевой науки продолжает сказываться на плачевном состоянии лесного машиностроения. Как быть в такой сложной ситуации? Выход только один–переходить на выпуск современных лесозаготовительных машин отечественного производства, о чем мы говорили на заседании Экспертно-консультационного совета.

В завершении хотела бы сказать о системе управления лесным комплексом. На мой взгляд, и в этом сходится мнение всех экспертов, назрела необходимость создания координирующего органа в лесном комплексе, который бы взял на себя ответственность не только за состояние отрасли, но и ее развития, именно как отрасли, включающей в себя от первого звена (лесхоз), ЛЗП, ДВС и в т.ч. науку».

Возможно, вам это будет интересно