Так называемых «черных» лесорубов, еще лет десять назад массово косивших тайгу, в целом удалось изгнать с делян. Но им на смену в Хабаровском крае пришли лесорубы «серые». По форме это вполне легальные предприятия, а по факту - далеко не все их действия законны.
- Способы и методы незаконных рубок становятся все более изощренными, основанными на манипуляциях с отраслевой нормативно-правовой базой. В преступную деятельность вовлекаются должностные лица учреждений лесного хозяйства, - заявил Александр Шустов, начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере природных ресурсов краевого УМВД, подводя итоги очередного и традиционного для дальневосточной зимы оперативно-профилактического мероприятия «Лес».
Дышло закона
Теперь, по наблюдениям правоохранителей, благодаря их повышенному вниманию и многочисленным (отнюдь не лесным) долгосрочным посадкам, недобросовестные заготовители в открытую природные богатства не воруют, а ищут прорехи в законах, позволяющие срубить лишнего и сделать вид, что так было можно.
Поэтому и сотрудники правоохранительных органов регулярно обновляют свои знания законодательства. Одна из целей «Леса», кстати, - делиться информацией из центра с местными специалистами, как вывести на чистую воду мутные схемы нечистых на бензопилу лесорубов.
- В лесу мы работаем по всем составам преступлений, - говорит Александр Шустов. - Помимо незаконных рубок, находим оружие, наркотики… Задержали гражданина, находившегося в розыске, выявили факт невыплаты зарплаты генеральным директором коммерческого предприятия и пресекли дачу взятки сотрудникам моего отдела.
Всего за прошлый год выявлено 32 преступления в лесопромышленном комплексе по всем трем частям статьи 260 Уголовного кодекса РФ. Это - незаконная рубка лесных насаждений в крупном и особо крупном размере, а также с использованием служебного положения и в составе организованной преступной группировки.
Только декабрьский этап операции «Лес» выявил 23 преступления, почти половина из них - с особо крупным ущербом и с участием ОПГ.
А в целом в отрасли за год зарегистрировано 235 преступлений общеуголовной и экономической направленности. Расследуются 336 уголовных дел. А еще 42 направлены в суды. По уже законченным уголовным делам ущерб государству и природе насчитывает больше 21 миллиона рублей.
На спецстоянки отправились 18 лесовозов с поддельными или неправильно оформленными документами. В этом отношении «лесные» полицейские особо благодарны коллегам из ДПС, которые всегда участвуют в рейдах и систематически проверяют грузовой транспорт на прилегающих к лесным богатствам дорогах.
Искушение ясенем
Остается все меньше массовых зарослей ценных пород вблизи дорог и населенных пунктов, что гонит лесорубов, в том числе с криминальной жилкой, вглубь тайги. И это дает простор для махинаций «серым» заготовителям.
Под предлогом обустройства инфраструктуры - дорог, складов для хранения древесины, они расчищают пространство часто не от березок и осинок (которых и так много, стоят они недорого и, в общем, не жалко), а от ценных твердолиственных пород, где один кубометр стоит 400 долларов. Три ясеня - уже миллион рублей, вот где искушение!
Один из последних эпизодов сейчас только в начале расследования. Возбуждено уголовное дело, но обвиняемых пока нет. Речь о Сукпайском лесничестве, где, по предварительной информации, подрядчик одновременно строил дорогу и якобы из-за этого рубил попутно ценные ясени и дубы.
Но тут есть и обратная сторона. В зависимости от места рубки и других параметров государство оценивает экологический ущерб, умножая рыночную стоимость ствола на сто, а то и в 250 раз. Это дает пищу для размышлений тем, кто готов ступить на кривую дорожку нелегальной заготовки.
- В отрасли все друг друга знают, общаются и видят, что происходит, - говорит Александр Шустов. - Как их коллеги, преступившие закон, получают длинные сроки заключения. Каждый год к уголовной ответственности привлекаются должностные лица - за халатность, взятки, превышение полномочий… У моих людей высшее лесное образование, их лесники своими хитростями не обманут.
Мафии - нет
- Мафии в лесу сегодня нет, - утверждает начальник отдела. - Но схемы меняются. Лет десять назад в тайге на каждом шагу попадались «черные» лесорубы, этого теперь нет. Сейчас идет сдвиг в нормативную базу.
Ищут пробелы в законах, как ими воспользоваться. В том числе с ДВ-гектаром. Когда один человек набирает на всех родственников гектары, а там организует незаконную заготовку ценных пород или рубит за пределами своего гектара. Такое уголовное дело есть в Комсомольском районе. Идет проверка, насколько там можно было вести заготовку.
Остается актуальной проблема хаотичной заготовки дров в отдаленных районах. Хотя Госдума разрешила россиянам собирать валежник, на суровую дальневосточную зиму в селах с печным отоплением требуются более значительные объемы.
Живут в глубинке теперь по большей части пожилые люди, которым некуда обратиться с заказом на дрова по всем правилам. Вот и идут к частникам, а те рубят все, что растет, как попало, не заботясь о восстановлении разоренного леса.
Точно так же каждому из нас по закону положено 150 кубов древесины от народного природного достояния. Но далеко не все мы этой преференцией пользуемся. В отличие от лесных аферистов. Они скупают по деревням у местных жителей за бутылку их право на лес, который уходит отнюдь не в частное строительство, а на рынок.
Кстати, в декабре в нескольких районах выявили целых четыре организованных преступных группировки по заготовке елок.
Очевидна необходимость более пристального внимания государства к организации всех этих частных процессов.
Не зря существует множество подтвержденных наукой регламентов по «прореживанию» лесных массивов, требующих, в том числе, и компенсирующих его посадок молодых саженцев.
Природа настолько умно организована, что человеческое вмешательство в нее оборачивается против нас самих. И если это незаметно сейчас, когда бывшие кедровники захламляются мелкими порослями других пород, вдали от сел и городов, то неминуемо однажды сыграет злую роль в жизни людей.
От этого зависят и звери, и воздух, и естественные пожары, которые могут даже оздоровить правильно засаженный массив, а неправильный - умертвить на многие годы вперед.
- С годами идет снижение незаконных рубок, - замечает Александр Шустов. - При краевой прокуратуре создана рабочая группа, объединяющая разные структуры. Серьезно работают территориальные органы. Учим тех, кто работает на местах. Конечно, есть сложности. В управлении лесами нехватка инспекторов, зарплаты у лесников маленькие… Но мы не просто наблюдаем за ситуацией, а следим за лесом от пня до границы.
Примечание «ПроДерево»
Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала и руководителя Рослесхоза Ивана Валентика, и министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина, отметив, что лесная сфера «такой коррупциогенной и криминализованной стала, что эта ржавчина уже разъела всех». Матвиенко потребовала решительных действий и даже «поставила на счетчик» чиновников, ответственных за решение этой проблемы.
«эта сфера такой коррупциогенной и криминализованной стала, что эта ржавчина уже разъела всех».