Обращения к президенту о запрете экспорта леса — от Совета Федерации до губернатора.
Незаконная вырубка сибирского леса приобрела поистине вселенские масштабы. Тревогу бьют Валентина Матвиенко, депутаты, федеральные силовики, а от премьер-министра России и его профильных ведомств — Рослесхоза и Минприроды реакции нет. Многие сходятся во мнении, что единственным способом спасения лесов от истребления является запрет на экспорт так называемого кругляка — то есть необработанной древесины. В распоряжении ПАСМИ оказалось обращение главы Иркутской области Сергея Левченко на имя Владимира Путина о запрете экспорта леса и установлении таможенных пошлин. Принять такое сложное решение, затрагивающее миллиардный теневой бизнес, судя по всему, может только президент России.
Губернатор — президенту
25 марта губернатор одного из самых богатых лесов российских регионов — Иркутской области — Сергей Левченко написал обращение к президенту РФ Владимиру Путину.
Он с одной стороны, рапортует о снижении объема незаконной вырубки лесов на 47%, но с другой признает, что полное искоренение незаконной заготовки древесины просто невозможно ввиду того, что основная часть браконьерски вырубленного леса отправляется за границу России в необработанном или грубо обработанном виде.
В связи с этим, глава региона предлагает ввести с 1 января 2020 года полный запрет на экспорт древесины в виде круглого леса сроком на один год, а также — вывозные таможенные пошлины на грубо обработанные пиломатериалы.
По его словам, введение пошлин позволит создать экономически невыгодные условия для недобросовестных предприятий, использующих лазейки в законодательстве.
А обе меры в комплексе позволят не только сохранить природные ресурсы России, но и перенаправить древесину в глубокую переработку, что увеличит бюджетную отдачу с 1 кубометра леса, создаст новые рабочие места и повысит налоговые отчисления в казну.
Отповедь Матвиенко
Призывы запретить экспорт кругляка звучат уже давно и не только в публичной сфере. По данным источника ПАСМИ, на стол президента России не раз попадали доклады силовиков, о криминализации лесной отрасли, которая наносит значительный ущерб экологической и экономической безопасности страны.
«Вы пришли, новый министр, отвечаете за всю минерально-сырьевую базу. В том числе и за лес. Когда прекратятся „чёрные“ вырубки леса? Когда прекратится коррупция в этой сфере? Когда прекратят кругляк гнать за рубеж, а будут развиваться предприятия по переработке леса? Президент поставил задачу переработки леса внутри страны. Построили предприятия, а где лес-то взять? Как здесь навести порядок? Хочется, чтобы Вы как новый министр не плыли по старому течению, а чтобы мы от Вас увидели те действия государевы, которых все давно ждут», — заявила сенатор в ходе правительственного часа в Совете Федерации.
Кобылкин начал что-то говорить про китайских партнеров, которые готовы в обмен на лес построить питомники и предприятия по заготовке семян, но Матвиенко слушать про это не захотела.
«Ответ не принимается. Мы ждем программу жестких, серьезных мер. Поверьте, ни Китай, никто нам не поможет, если мы у себя внутри не наведем порядок. Эта сфера настолько криминальной и коррупционной стала, что уже эта ржавчина разъела всех! И чтобы не навести порядок в стране — на таможне, на границе, и требовать запретить незаконный вывоз леса, незаконную вырубку — это расписаться в беспомощности», — заявила сенатор и дала министру полгода на исправление ситуации.
При этом Матвиенко не забыла упомянуть и главы Рослесхоза Ивана Валентика: «У Валентика уже счётчик пошёл, ему меньше осталось. Будем жесточайшим образом отслеживать эту ситуацию».
Неуд с минусом
Свое обещание следить за развитием событий Матвиенко выполнила: в январе она резко раскритиковала главу Рослесхоза Ивана Валентика. По мнению спикера, чиновник за восемь лет работы не смог решить проблемы, связанные с незаконной вырубкой лесов.
«У меня нет ничего личного, но за 8 лет вашей работы я могу поставить вам неуд за результаты вашей работы, исходя из ситуации, которая есть на сегодняшний день. Что вам мешало, что вам не давало? Это ваши проблемы, вы руководитель Рослесхоза, у нас нет другого ведомства. И вы обязаны обеспечить межведомственное взаимодействие, изменение законодательства, конкретные меры», — заявила Матвиенко.
Она пояснила, что Валентик должен был разработать меры по контролю за незаконным оборотом древесины, внести их в правительство и заниматься контролем, но никаких предложений от главы Рослесхоза в парламент не поступило.
«У него их не было, а так спокойнее тихонечко сидеть. Небезопасная сфера, да, но, если взялись, занимайтесь, а не можете — займитесь другим делом. Каждый должен нести свой чемодан: пошел руководителем Рослесхоза — соответствуй», — призвала спикер.
Разговор с премьером
Через месяц — в феврале 2019 года — Матвиенко затронула тему плачевной ситуации в лесном хозяйстве и, в частности, запрета на вывоз из России необработанной древесины на встрече с главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.
Спикер Совфеда заявила, что лесной отраслью «рулит преступный теневой сектор», а арендаторов, получивших леса в 90-е годы «за пять копеек», никто не контролирует.
«Что они с этим лесом делают? Под видом санитарной защиты леса ведутся массированные вырубки леса. Кто рубит лес, куда он гонится, и третье — как он продается?» — заметила председатель верхней палаты.
Она предложила проверить все соответствующие договоры, в частности, дать оценку тому, за какую стоимость государственные ресурсы передаются в аренду коммерческим структурам, а также наладить систему учета срубленного леса и путей его продажи.
А на период этих действий, по мнению Матвиенко необходимо ввести полное эмбарго на экспортные операции с необработанной древесиной. «Может быть, пока мы просто не разберемся и не примем государственные меры, остановить на какое-то время вывоз леса за границу», — сказала она.
О том, что ответил Медведев на это конкретное предложение, не сообщается, но СМИ приводят рассуждения премьера о Лесном кодексе и системе ЛесЕГАИС.
Глава правительства, в частности отметил, что рассчитывает на то, что «гордиев узел накопившихся проблем в лесном хозяйстве будет разрублен при помощи нового Лесного кодекса», так как «бесконечные добавки, изменения, попытки что-то отрегулировать изолированно от других вопросов, скорее всего, ни к чему не приведут».
Он также признал, что система ЛесЕГАИС нуждается в доработке: «Она не универсальна, я согласен, ее нужно дорабатывать. Нужно обязательно переходить к электронной маркировке. Скажем прямо: на каждое бревно должно ставиться электронное клеймо. Тогда мы будем понимать, кто, чего и куда вывез».
Примечание «ПроДерево»
По итогам встречи в Совете Федерации 12 февраля был принят ряд решений и поручений. Текст резолюции от 19 февраля 2019 года № ДМ-П14-1185 приведен на сайте правительства. В частности, в отношении лесной отрасли Дмитрий Медведев поручил Минприроды России, Минюсту России, Минэкономразвития России, Минфину России представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации с указанием сроков выполнения работ, ответственных исполнителей, а также с учетом необходимости проведения общественного обсуждения проекта кодекса. Срок выполнения поручений - до 20 мая 2019 года.
Депутатские инициативы
В конце февраля думская фракция «Справедливая Россия» внесла на рассмотрение парламента законопроект предусматривающий мораторий на экспорт необработанной древесины до 1 декабря 2035 года.
«Заготовка древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки)… до 31 декабря 2035 года допускается только в целях их переработки на территории Российской Федерации либо использования без переработки на территории Российской Федерации», — говорится в документе.
В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что «подобные меры имеют на сегодняшний день высокую степень актуальности по ряду обстоятельств».
«Различными представителями уполномоченных ведомств и государственных органов неоднократно подчеркивалось, что ситуация с лесным хозяйством в Российской Федерации в настоящий момент критична, а отрасль криминализирована, объем незаконной вырубки лесов увеличивается с каждым годом более чем на 10 процентов, а в отдельных субъектах Российской Федерации вырубается более половины лесного фонда», — замечают авторы инициативы.
По их мнению, мораторий может стать «единственным решением всех вышеуказанных проблем».
Правда, следует заметить, что почти такой же законопроект был внесен в Думу в марте прошлого года. Он пятнадцать раз планировался к рассмотрению нижней палаты и столько же раз откладывался.
Печальный аудит
«В период 2013-2017 годов наблюдалось ухудшение состояния лесного фонда, что свидетельствует о неэффективности государственной политики в области лесных отношений. Санитарное и лесопатологическое состояние лесных насаждений остается неудовлетворительным. В результате несвоевременного принятия мер, в том числе проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, общая площадь погибших и поврежденных лесных насаждений ежегодно увеличивается», — говорится в отчёте СП, опубликованном 26 марта.
По данным проверки аудиторов, покрытая лесом площадь РФ с 2013 по 2017 год сократилась на 1,1 млн га. Площадь погибших лесных насаждений за этот период, напротив, увеличилась больше чем в три раза — с 541,8 тыс. га до 1 млн 756,1 тыс. га.
Также в Счетной палате заявили, что создание Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) в 2014-2016 годах не оказало желаемого эффекта, о чем свидетельствует статистика незаконных рубок и нанесенного ими ущерба.
«По позиции „Объем незаконно срубленной древесины“ вместо снижения в 1,8 раза произошло увеличение в 1,45 раза (с 1,1 млн куб. м до 1,6 млн куб. м), а по позиции „Ущерб, причиненный лесному хозяйству от незаконных рубок“ вместо снижения в 1,94 раза — увеличение в 1,24 раза (с 9,1 млрд рублей до 11,3 млрд рублей). В 2017 году отмечается динамика роста объема незаконных рубок (увеличение в 1,55 раза) и ущерба, причиненного лесному хозяйству (увеличение в 1,26 раза)», — отмечается в докладе.
Кроме того, материалы проверки показали, что данные государственного лесного реестра и ЕГРН о землях лесного фонда расходятся на 257 млн га. По мнению аудиторов, это «свидетельствует о недостаточном контроле за достоверностью информации и содержит риск отчуждения лесных участков».
Незаинтересованная сторона
Можно сказать, что проблема истребления лесов в России так и не решается. О ней говорят силовики, пишет Счетная палата, о ней уже просто кричит третье лицо в государстве Валентина Матвиенко.
Но ни резкая критика, ни доклады, ни материалы проверок не могут сдвинуть дело с мертвой точки, ведь бездействуют те, на ком непосредственно лежит ответственность за происходящее в лесной сфере.
Судя по всему, наблюдение за ситуацией вместо решения проблем и затягивание с запретом на экспорт леса до 1 января 2020 или 2030 года устраивает не только главу Россельхоза Ивана Валентика и его непосредственного руководителя министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина, но и главу правительства Дмитрия Медведева, в ведении которого находятся вышеуказанные структуры.
И получается, что, как всегда, остается надеяться только на президента России Владимира Путина и ждать, что он отреагирует и даст указание принять меры для исправления сложившейся ситуации, среди которых может быть и мораторий на вывоз древесины.