Telegram Proderevo chanel
Реклама

Из лесопромышленников выжимают целлюлозу

Источник: ИАА "Восток Россия" Дмитрий Щербаков

Быть или не быть ЦБК на Дальнем Востоке, выяснял Юрий Трутнев.

В конце минувшей недели на совещании по развитию лесопромышленного комплекса вице-премьер Юрий Трутнев попытался выяснить, что мешает построить на Дальнем Востоке целлюлозо-бумажный комбинат. Интерес к проекту с начала этого года, напомним, проявили уже три компании, однако существенных подвижек по нему пока так и не произошло. Совещание по ЦБК сделали закрытым, чтобы не смущать чиновников и инвесторов, но некоторые подробности обсуждения EastRussia все же удалось узнать.

Совещание по проблемам развития дальневосточного лесопромышленного комплекса вице-премьер Юрий Трутнев сделал закрытым, успев до удаления прессы из зала сообщить лишь то, что у проекта строительства целлюлозо-бумажного комбината (ЦБК) в Амурске есть «целый ряд трудностей». Каких именно, СМИ послушать уже не дали. И вышедшие после совещания к прессе представители властей Хабаровского края ситуацию сильно не прояснили. Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт ограничился констатацией того, что за проект ЦБК «конкурируют три инвестора», а проблемы заключаются в том, что не все лесозаготовители осваивают участки на 100%: где-то освоение составляет 20-25%, а где-то - и вовсе 1,8%. Таких компаний 29, и власти прорабатывают механизм изъятия у них лесных участков – «в пользу того, чтобы комбинату хватало ресурсов в обозримой перспективе», пояснил Вячеслав Шпорт.

В то же время, его первый заместитель по хабаровскому правительству Василий Шихалев заявил, что ресурсов на территории Хабаровского края для ЦБК «достаточно», однако иностранному инвестору «нужно в рамках международных стандартов наличие ресурсов показать». «Рассматривается три китайских компании (в качестве потенциальных инвесторов. - EastRussia). Сегодня процесс в предпроектном состоянии. Очереди нет: все изучают, решения не принимают», - сказал чиновник. Какие именно инвесторы претендуют на вхождение в проект, господин Шихалев не уточнил.

Первой интерес к ЦБК в Хабаровском крае, напомним, проявила в начале этого года китайская China Paper Corporation (входит в China Chengtong Holdings). Соответствующие переговоры с крупнейшей дальневосточной лесопромышленной компанией RFP Group китайская группа вела с декабря 2016 года. RFP Group также имеет китайских совладельцев: 42,16% холдинга принадлежит Российско-китайскому инвестфонду, который основали РФПИ и CIC, а 90% продукции компании уходит на экспорт в Китай. Ключевым финансовым партнером холдинга по лесоперерабатывающим проектам выступает ГК «Внешэкономбанк».

Представители China Paper в начале этого года заявили, что готовы вложить до $1 млрд (57,6 млрд руб. по текущему курсу ЦБ РФ) в ЦБК мощностью 500-800 тыс. кубометров целлюлозы в год. Китайский партнер может стать мажоритарным акционером ЦБК, RFP Group - миноритарием, уточняли в российской компании. В China Paper еще в феврале получили информацию о лесосырьевой базе, технологиях и расположении площадки, в марте - осмотрели саму площадку в Амурске, еще один визит представителей компании на место размещения ЦБК прошел в мае. Летом стороны должны были подтвердить намерение инвестировать в проект, но пока публично так этого и не сделали.

Отметим, что у RFP Group в Амурске уже работают две очереди Дальневосточного центра глубокой переработки древесины: заводы по производству шпона и пиломатериалов. Переработка хвойной древесины в целлюлозу - еще один возможный этап развития проекта. Правда, пока группа сосредоточилась на строительстве завода топливных гранул: соответствующее соглашение о намерении вложить 1,5 млрд руб. в линию на 90 тыс. тонн пеллет в год было подписано в сентябре.

Первый зампред правительства Хабаровского края Юрий Чайка напомнил EastRussia, что проектом ЦБК, помимо китайской China Paper, также заинтересовалось московское ООО «Новая русская целлюлоза», подписавшее на третьем Восточном экономическом форуме во Владивостоке соответствующий меморандум. Партнером проекта должна выступить китайская China 22MCC Group Corporation. Производство мощностью 300 тыс. тонн целлюлозы из низкосортной части хвойных пород оценивается в 41,5 млрд рублей, из которых 30% готова выделить сама компания, а 70% - должно быть получено через заемное финансирование. ООО подало заявку на получение статуса резидента территории опережающего развития «Комсомольск» в управляющую компанию - АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ). В конце сентября «Новая русская целлюлоза» объявила о начале на месте бывшего Амурского целлюлозо-картонного комбината кадастровых работ, которые должны завершиться за месяц.

Таким образом, у ЦБК есть целых три потенциальных инвестора - China Paper, China 22MCC Group Corporation и RFP Group, - а на Дальнем Востоке сосредоточены огромные запасы леса. В чем же тогда проблема?

По словам Василия Шихалева, Юрий Трутнев поручил федеральным и региональным структурам «в первую очередь определить лесные ресурсы для будущего комбината и создать дополнительные механизмы, которые стимулировали бы инвестора вкладывать». Итак, проблема разбивается на две основных: во-первых, откуда комбинату взять сырье, и во-вторых, как обеспечить возвратность вложенных средств.

ЦБК в параметрах, предложенных RFP Group, нужно порядка 2,5-3 млн кубометров биомассы в год, сообщил Василий Шихалев. Лес, который нельзя использовать в действующих проектах переработки, есть у любого заготовителя. По статистике Рослесхоза, средняя доля остатков, которые можно было бы пускать на выработку целлюлозы - 30%. Например, RFP Group отправляет на лущение для дальнейшего производства шпона на своем заводе лишь 40% лиственницы, а 60% пускать на переработку невозможно. На изготовление пиловочника идет 50-60% заготавливаемой ели. Однако весь объем сырья для ЦБК, рассказал EastRussia один из участников совещания, только RFP Group за счет своей лесосеки обеспечить не сумеет, максимум - 40%.

Вместе с тем, разрешенный объем вырубки по Хабаровскому краю - порядка 24 млн кубометров в год. Когда же на совещании стали разбираться, почему нет сырья, то выяснилось, что многие предприятия свои участки недоосваивают. «Хабаровские власти некоторое время назад предложили выработать механизм изъятия лесных участков, которые осваиваются менее, чем на 60%. Сейчас такого порядка нет, но его можно установить через внесение поправок в нормативно-правовые акты на уровне правительства РФ», - сказал собеседник EastRussia. По его словам, Юрий Трутнев на совещании настаивал, что изымать участки нужно у любых предприятий, которые не ведут лесопереработку, хотя и осваивают лимиты на 100%, но такие радикальные меры «вряд ли будут приняты».

Вместе с тем, по данным EastRussia, глава АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (АПИ) Леонид Петухов сообщил Юрию Трутневу о том, что в Хабаровском крае есть большой резерв неучтенного леса, и в его поисках специалисты АПИ в течение нескольких последних недель объезжают лесничества. К 2020 году, напомнил он, в КНР решено свести коммерческую вырубку леса до нулевого уровня, следовательно, китайские компании ведут поиск источников целлюлозы, которая могла бы поставляться в страну извне, но не дороже $30 за кубометр. Именно этим и обусловлен интерес к площадке в Амурске со стороны China Paper и других китайских компаний.

Возможно, вам это будет интересно