Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект об усилении административной ответственности за внесение недостоверных сведений о санитарном состоянии лесов в специальные акты.
Сейчас штраф для должностных лиц за подобные правонарушения составляет от трех до шести тысяч рублей. Предлагается повысить его до 5-20 тысяч, а в отношении насаждений с особым правовым режимом (защитных, находящихся в границах зеленых поясов) - до 20-40 тысяч. Дело в том, что санитарные рубки сегодня превратились в удобный способ изъять деловую древесину, которая находится ближе к дороге, поэтому ее дешевле вывозить. Хотя предназначены они исключительно для оздоровления насаждений. В СКФО эта проблема особенно актуальна для Карачаево-Черкесии, где и ведется основная заготовка на Северном Кавказе.
В прошедшем году экологи Всемирного фонда дикой природы (WWF) выявили в КЧР несколько случаев незаконной рубки деревьев ценных пород. В Архызском участковом лесничестве под видом санитарно-оздоровительных работ заготавливали товарную древесину. Массово вырубались здоровые деревья, в то время как в рамках санитарных мероприятий должны убирать только больные, ослабленные или поврежденные.
Специалисты WWF также обнаружили дорогу, предназначенную для вывоза лесоматериалов, протяженностью около двух километров. Высота снятого грунта была такова, что могла привести к эрозии почвы. Кроме того, дорога в некоторых местах пересекала экологическую тропу для туристов.
- К сожалению, приходится признать, что санитарные рубки остаются лазейкой, позволяющей осваивать защитные леса и леса особо охраняемых природных территорий и поставлять большое количество нелегальной древесины на теневой рынок страны, - констатирует директор лесной программы WWF России Николай Шматков.
К защите лесов подключились сотрудники республиканской прокуратуры. На директора Урупского лесхоза наложили штраф, привлекли к ответственности мастера Архызского лесничества. Кроме того, запретили проводить рубки на трех его участках.
Довольно много хлопот доставляют и обычные браконьеры. К примеру, в Урупском районе местный житель незаконно срубил восемь дубов, причинив ущерб на сумму свыше трех миллионов рублей. В Зеленчукском районе на территории Марухского участкового лесничества злоумышленник срубил 22 ольхи стоимостью более 47 тысяч рублей. Как сообщили корреспонденту «РГ» в пресс-службе прокуратуры республики, суд назначил ему наказание в виде 200 часов обязательных работ.
Отметим, что в 2017 году в республике было зарегистрировано 54 случая нарушений лесного законодательства. Сумма возмещенного ущерба составила 758 тысяч рублей. Данных за прошлый год еще нет. Кроме того, всего с 2008-го по 2017-й в республике погибло 378 гектаров лесных насаждений. Главная причина - пожары (39,7 процента) и болезни деревьев (40,4 процента).
Впрочем, основную угрозу лесам региона представляют на данный момент не пожары, «черные» лесорубы или вредители, а отсутствие перерабатывающих древесину предприятий. На территории Карачаево-Черкесии лес произрастает на 522 тысячах гектаров - это около 37 процентов от общей площади республики. Запас древесины на землях лесного фонда оценивается в 80 миллионов кубометров. Среднегодовой прирост - 860 тысяч кубометров. При этом с 2008 по 2017 год в КЧР официально заготовлено лишь 998 тысяч кубометров древесины.
«Доля лесного сектора в экономике республики невелика, несмотря на значительный допустимый объем изъятия древесины, составляющий 369,3 тысячи кубометров в год. Инвестиционные проекты, направленные на развитие глубокой переработки, отсутствуют. Это негативно сказывается на состоянии лесов, так как ведет к накоплению спелых и перестойных насаждений, снижению их прироста и устойчивости», - говорится в «Лесном плане КЧР на 2019-2028 годы», в котором дается объективная оценка ситуации.
Наиболее перспективным для республики специалисты называют производство столярных изделий, погонажа, паркета и изготовление топливных гранул (пеллетов). Для этого необходима перерабатывающая инфраструктура, но создавать ее в защитных лесах (а в КЧР к таковым относятся все насаждения) запрещено. Поэтому строить ее в ближайшие 10 лет не планируется. Лесозаготовкой в регионе занимаются мелкие предприятия, и в перспективе данная ситуация не изменится. Реализация инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе также потребует пересмотра арендных договоров и перераспределения участков.
Сейчас вся информация о заготовке и движении лесной продукции проходит через Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Действует она и в регионах СКФО.
В министерстве природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарии системой довольны. Здесь говорят, что с момента ее введения незаконная вырубка деревьев значительно сократилась. Объективными цифрами такой вывод подтвердить сложно, комплексный дистанционный мониторинг проводится не везде, однако количество обращений к правоохранителям снизилось.
В регионе сейчас преобладают факты не массовой нелегальной вырубки, а обычной - бытовой. Последние известные случаи произошли летом 2018 года. В Прохладненском районе спилили шесть деревьев белой акации, которые местный житель хотел пустить на строительство забора. Еще четыре клена свалили для отопления дачного дома. В конце 2018-го во время проверок ни одного факта вырубки без разрешительных документов не обнаружили.
«В рамках межведомственного взаимодействия с территориальными органами МВД РФ по КБР организованы два стационарных поста. Проведена профилактическая работа среди населения о недопустимости незаконных рубок (в том числе новогодних елей), наносящих непоправимый урон экологии, об ответственности за такое нарушение», - отметили в пресс-службе минприроды КБР.
Однако ситуация улучшилась не только благодаря ЛесЕГАИС.
- Проблема с незаконной вырубкой в КБР есть, как и в любом другом субъекте РФ. Но у нас горный регион, лесов не так много, товарной древесины, по сравнению с Сибирью, мало, то есть ценных пород меньше, поэтому и незаконная вырубка в республике не так активно идет, - отметила в разговоре с корреспондентом «РГ» директор Института экологии горных территорий и член-корреспондент РАН Фатимат Темботова.
Вообще, большинство нарушений, связанных с лесом, в регионе обусловлено неточностью границ смежных лесничеств. Из-за этого периодически возникает неразбериха. Минприроды КБР предложило ввести систему мониторинга маршрутов патрулирования государственными лесными инспекторами, а также внедрить систему дистанционного мониторинга земель лесного фонда с применением беспилотных летательных аппаратов. Хотя есть и стандартные предложения, как улучшить ситуацию (например, увеличить численность государственных лесных инспекторов и количество рейдов на территориях, где нарушения выявляются чаще всего).
В Дагестане, кстати, помогают контролировать незаконную вырубку более 300 общественных инспекторов, которым выданы специальные удостоверения. Всего в лесном фонде республики около 528 тысяч гектаров земель. Двум тысячам арендаторов передано в пользование около семи тысяч гектаров.
Доходы в консолидированный бюджет от отрасли в 2018 году превысили 42 миллиона рублей. Что касается незаконно захваченных участков, то в таких случаях подаются иски в суд. Проблема эта в республике актуальна. Так, уже несколько лет общественники пытаются остановить незаконное строительство в Эльтавском лесу, расположенном на окраине Махачкалы.
Если его первоначальная площадь составляла 72 гектара, то теперь лишь 20 гектаров ничем не обременены. Когда сюда после сигналов жителей приезжают с проверкой представители контролирующих структур, то, как правило, никого не обнаруживают. «Черные» лесорубы используют различные хитрости. К примеру, они надпиливают деревья таким образом, что после небольшого ветра стволы падают сами.
Как рассказали в администрации Махачкалы, юристы выиграли более десятка судебных дел о возвращении в собственность города захваченных или незаконно выделенных участков. Сейчас прорабатывается придание Эльтавскому лесу статуса особо охраняемой природной территории.
Комментарии
Зухра Койбаева, главный специалист-эксперт отдела системного анализа в области лесных отношений минприроды КБР:
- Система ЛесЕГАИС разработана так, что ее контролирует территориальный орган, в нашем случае - это департамент лесного хозяйства по ЮФО. У минприроды КБР нет доступа, мы являемся просто оператором, как и лесопользователи. Конечно, система очень помогает в борьбе с незаконным оборотом древесины. Программа полностью справляется с функциями, для которых была создана. Сейчас без ЛесЕГАИС древесину не покупают, поэтому и заготавливать ее незаконно становится нецелесообразным. Прогресс очевиден.
Тем временем
В Дагестане республиканский комитет по лесному хозяйству в 2019 году примет участие в реализации федерального проекта «Сохранение лесов», рассчитанного на пять лет. Планы у лесников амбициозные - предполагается увеличить площадь насаждений на землях, не переданных в аренду, почти на три тысячи гектаров. Для этого используют более миллиона саженцев и около пяти тысяч тонн семян. Свыше 500 гектаров засадят уже в этом году.
Как рассказали в комитете по лесному хозяйству РД, весь посадочный материал (дуб, ясень, лох, джузгун и деревья других пород) будут выращены в питомниках учреждения. Финансируется проект в основном из федерального бюджета. Региональные власти выделят три миллиона рублей, еще шесть миллионов предполагается получить из внебюджетных источников.