Реклама

В философии лесовосстановления наступил переломный момент

Источник: Российская газета Александр Алексеенко (и.о. директора Дальневосточного НИИ лесного хозяйства)

Раздел "Сохранение лесов" является частью национального проекта "Экология", который разрабатывается для выполнения задач, обозначенных в майском 2018 года указе президента. Поставлена задача — к 2024 году восстановить площади лесов, которые были до вырубки, то есть увеличить воспроизводство леса до 100 процентов (сейчас восстанавливается в среднем 62,3 процента).

Однако Дальний Восток отличается от остальной территории нашей страны особенностями и разнообразием лесообразовательных процессов. В южных и центральных горных районах округа еще сохраняется высокая и даже избыточная лесистость. Кое-где она превышает 90 процентов. Все лесные сообщества сохранили способность к самовоспроизводству после рубок и пожаров. Естественное возобновление леса в основном происходит без смены главных лесообразующих пород, а среди молодняков преобладают насаждения хвойных и ценных твердолиственных деревьев. Искусственное лесовосстановление на Дальнем Востоке не играет существенной роли. За 70 лет лесокультурной практики сохранилось 840,1 тысячи гектаров искусственных древостоев, что составляет всего лишь 0,23 процента лесных земель округа. Исключением является Сахалин, где доля искусственно высаженной древесной растительности составляет 3,9 процента.

Лесовосстановление у большинства населения нашей страны в основном ассоциируется с искусственными посадками деревьев. Однако основной объем этих мероприятий связан с использованием естественных сил природы. Человек должен направлять их, и в некоторых случаях им помогать: на вырубках сохранять подрост и молодняк, оставлять там семенники, семенные куртины и стены леса. Если несколько лет подряд не было урожая семян деревьев, а вырубки или гари успели зарасти травянистой растительностью, необходимо проводить рыхление почвы - содействовать естественному возобновлению леса. Создание лесных культур в ДФО требуется лишь в крайних случаях, когда нет шансов на восстановление древесной растительности естественным путем. Обычно в этом нуждаются обширные старые гари, превратившиеся в пустыри. Подобных участков немало в центральных районах Хабаровского края и Амурской области. Посадку лесных культур на таких участках не совсем верно называть "лесовосстановлением", так как высаживается чаще всего другая древесная порода, то есть создается новый лес - монопородный, простой по строению, более бедный по составу.

Большую часть Дальнего Востока занимают территории с многолетней мерзлотой. На таких участках искусственное лесовосстановление вовсе не эффективно по причине большой вероятности гибели саженцев. Здесь на первое место выходят мероприятия по профилактике лесных пожаров, а рубки должны проводиться преимущественно в зимний период с минимальным нарушением напочвенного покрова и верхних горизонтов почвы.

Сейчас наступил переломный этап смены философии лесовосстановления и лесоразведения. Прошло время формального подхода к этим мероприятиям ради выполнения "плана" и "отчетности". Появился особый вид деятельности - создание лесных плантаций для выращивания древесины. Условия юга Дальнего Востока позволяют создавать промышленные плантации быстрорастущих лиственных и хвойных пород с оборотом рубки 30-40 лет. Например, планируемое строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровском крае малоперспективно без лесных плантаций при существующем дефиците ликвидной древесины. При этом создание плантаций требует привлечения не только частных инвестиций, но и государственной поддержки, о чем свидетельствует опыт Новой Зеландии, Чили и других стран.

Уникальные свойства лиственницы и тополя противостоять лесным пожарам, а также их быстрый рост позволяют создавать специальные противопожарные насаждения и защитные лесные полосы. Лиственничные лесные полосы многофункциональны, так как являются одновременно противопожарными барьерами, источниками семян для естественного лесовозобновления, в зрелом возрасте - источниками древесины. Кроме того, они выполняют защитные функции - водоохранные, почвозащитные, противоэрозионные и другие. Кедровые леса можно восстанавливать биогруппами, когда саженцы кедра корейского высаживают в прогалинах вторичных древостоев, образованных осиной или березой. Эти биогруппы могут инициировать естественное возобновление кедра при минимальных затратах.

Однако главной тенденцией и нововведением лесокультурной практики должен стать переход от искусственного лесовосстановления монокультурами к комбинированному способу. При этом первоначальная густота посадки главной древесной породы устанавливается в зависимости от имеющегося жизнеспособного подроста и молодняка этой породы. На Дальнем Востоке практически отсутствуют участки без подроста, поэтому комбинированное лесовосстановление будет значительно экономить силы и средства, а будущие древостои - формироваться смешанными, со сложной структурой и устойчивостью к неблагоприятным факторам.

Федеральный проект "Сохранение лесов" предусматривает также "компенсационные" посадки леса, утраченного в результате прокладки линейных сооружений, добычи полезных ископаемых, строительства и других мероприятий. Это потребует создания дополнительных питомников для выращивания посадочного материала и увеличения объемов лесовосстановления.

Возможно, вам это будет интересно