Любопытный парадокс: интернет буквально пестрит запросами по деревянному строительству. Люди ищут: «как построить дом из дерева», «загородный бревенчатый дом: цена вопроса» и так далее. Но в итоге, почему-то отказываются от своей мечты. И строят что-то более привычное – каменное, газобетонное. В чем же здесь дело?
Это и попытались выяснить участники недавнего Международного конгресса по деревянному строительству, который проходил в Торгово-промышленной палате.
Причина № 1: субсидии на деревянный дом – обещанного три года ждут
— Ответ, который лежит на поверхности: люди хотят красивый, экологичный дом, но реально не понимают, сколько это стоит. А познакомившись с ценой, отказываются от этой затеи, — говорит руководитель Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков.
Дело в том, что деревянный дом, на практике, оказывается вовсе не дешевле, а зачастую и дороже каменных и газобетонных аналогов. Достаточно высокую цену диктуют материалы (клееный брус, оцилиндрованное бревно, CLT-панели и т.д.)
А многочисленные обещания правительства субсидировать кредитную ставку для тех, кто все-таки останавливает свой выбор на дереве, увы, по-прежнему остаются лишь обещаниями.
Практически «удар под дых» для заказчика – сроки строительства деревянного дома. Дело в том, что за качественный дом из дерева нужно заплатить дорого и сразу – собирается он быстро, чаще всего вообще на стройку поставляется домокомплект.
А вот каменное строительство можно растянуть на десятилетия – появились у тебя деньги, поднял свой дом еще на один этаж, нет денег – строительство заморожено. Дерево же «бросать» на годы нельзя – ухудшается качество.
— Кредит, — считает Олег Панитков – ключевое понятие, которое поможет совершить революционный сдвиг в строительстве из дерева. Изменить спрос. Проблема в том, как нам привлечь банковскую сферу к субсидированию ставки по таким проектам. По программе, обещанной Правительством, уже в прошлом году планировалось выдать 2 тысячи кредитов по «деревянной ипотеке», а выдали всего несколько сотен.
В рамках конгресса Олег Панитков даже высказал такую идею: мол, с приходом в строительство проектного финансирования, когда нельзя будет использовать деньги дольщиков, и многие мелкие застройщики обанкротятся – у тех, кто не справился с ситуацией, будет возможность перейти в более мелкий сегмент, в то же индивидуальное деревянное домостроение. И это, возможно, станет панацеей для мелкого строительного бизнеса.
Причина №2: боимся ошибиться
Некоторые считают, что причина «невостребованности» дерева кроется в сложностях деревянной технологии. А сейчас появилось еще и большое количество новейших материалов на основе дерева. Потребитель боится ошибиться, у него возникает страх не разобраться в особенностях того или иного подхода. А дом-то строится – на всю жизнь. Цена ошибки может стоить очень дорого.
— Тем более, что в каждой компании, в которую человек приходит, начинают рассказывать о недостатках смежной технологии, продвигаемой конкурентами, — поделился с нами своим видением ситуации представитель компании «Русь», крупного российского производителя по деревообработке. — То есть, деревянный дом вырастает для потребителя в более сложный проект. Наконец, после многодневного хождения по разным фирмам, у потребителя кончается терпение, и он говорит: «А оно мне надо?»
Достаточно серьезной фобией остается и пожароопасность деревянных конструкций. Хотя доказано, что это все-таки больше фобия. Скорость выгорания верхнего слоя дерева такова, что жильцы, в случае возгорания, успеют эвакуироваться, в бетонно-пластиковой коробке опасности гораздо больше, поскольку можно успеть наглотаться углекислого газа.
Причина №3: между собой не дружим
Признаем, представления обывателя о строении из дерева уверенно движутся от «деревянной баньки» к нормальному полноценному деревянному дому.
Тем не менее, менталитет покупателя в отношении деревянного дома пока еще сформировался не до конца. На решение заказчика «давит» груз проблем, коих в деревянном домостроении пока немало.
Взять хотя бы тот же сортамент на готовую продукцию, которого, представьте, до недавнего времени вообще не было! Существует, например, достаточно внятный сортамент на бетонные и металлические конструкции. А вот стандартизированный сортамент на деревянные конструкции практически отсутствует.
Почему это представляет проблему? Если с металлом и бетоном все понятно: ты открываешь нормативы и спокойно выбираешь нужную конструкции, то в случае с деревом получается более трудоемко – каждый раз проектировщику нужно рассчитывать конструкцию заново.
Приступая к строительству деревянного дома, заказчик практически ступает на «terra incognita» – землю неизведанную. Он точно не знает, какие материалы и в каких размерных характеристиках ему понадобятся. «Совместимость» продукции от разных производителей крайне мала.
Над сортаментом по деревянным конструкциям уже несколько лет работает Ассоциация деревянного домостроения. И вот, наконец, недавно плод коллективных усилий был представлен на суд общественности.
Конечно, документ еще предстоит дорабатывать. Но начало «единообразию» в этой области наконец-то положено. А это – безусловный толчок к развитию индустриального деревянного домостроения и улучшению качества рядового строительства из дерева.
Причина №4: двойные стандарты технадзора
Строители отчаянно ломают голову над тем, как удешевить процесс деревянного строительства. Компания «ТАЛИОН трейдинг», например, предложила свой вариант деревянного малоэтажного многоквартирного дома.
— Мы специально пытались приспособить его для нужд переселенцев из ветхого и аварийного фонда, — рассказывает технический консультант компании Владимир Керченский.
Дом представляет собой лестничную шахту из кирпича, которая обстраивается каркасом из ЛВЛ-бруса. Затем все облицовывается фасадами. Стоимость квадратного метра в таком типовом жилье – 38 тыс. рублей.
Компания уже построила один такой дом, и он даже введен в эксплуатацию. Вся документация на это инженерное решение получена. К сожалению, проекту до сих пор не удалось получить статус «проекта повторного применения», который, как известно, открывает для застройщика все двери.
Сейчас все уперлось в огнестойкость.
— Пожарные берут на себя не свои функции – накладывают ограничения на те или иные материалы, — считает Владимир Керченский. — Так «под горячую руку» попало и дерево.
От себя заметим: пластик, как источающий при горении крайне вредные продукты, не запрещен, наоборот, применяется повсеместно.
— Думается, противопожарные службы должны не слепо запрещать, а своевременно контролировать уровень огнестойкости материалов, попадающих на стройплощадку – а у некоторых материалов из дерева огнестойкость достаточно высокая, — резюмирует Владимир Керченский.
Причина № 5: кто нам сможет дом построить?
Важная помеха в деле продвижения дерева в индивидуальное и малоэтажное строительство – неготовность архитекторов проектировать из дерева. В вузах сегодня практически нет курсов по деревянному домостроению. Поэтому когда потребитель сталкивается с необходимостью сделать проект для своего деревянного дома, ему приходится долго искать, кто для него это сделает.
— Очень важно сегодня дружить с практикующими архитекторами, — считает Олег Панитков. — Начнем работать с архитектурным сообществом, и у того появится желание проектировать из дерева. Пока же из 30 тысяч человек, числящихся в Союзе архитекторов, знают о дереве и умеют с ним работать единицы.
А между прочим, проект для деревянного дома так же важен, как и для любого другого. Да, есть замечательный, гениальный Тотан Кузембаев – архитектор, проектирующий из дерева в премиум-классе, лауреат множества отечественных и зарубежных архитектурных премий. Но в массовую архитектуру дерево, увы, пока так и не пошло.
Примечание «ПроДерево»
О перспективах и сложностях развития массового многоэтажного деревянного домостроения в России также смотрите и читайте в материале портала «ПроДерево» «Многоэтажное деревянное домостроение России встаёт на колею».