Ситуацией на рынке ДСП в феврале 2021 года обеспокоился Минпромторг — и было отчего. В Петербурге, по данным Росстата, подорожание на 43 % — с 226 рублей за м2 в январе до 325 в декабре. При этом объем производства упал на 2 %, а экспорт, наоборот, в конце года вырос. По данным таможни, в декабре сразу на 26 % больше, чем год назад.
Очевидно, увидев в таком росте экспорта причину роста цен, Минпромторг с начала февраля выставил на обсуждение проект постановления об ограничении экспорта не только самих плит, но и хвойной стружки и щепок, из которых плиты изготавливаются. В министерстве «Фонтанке» пояснили, что постановление правительства не означает запрет экспорта продукции, а только позволяет временно ограничивать его в случаях «рыночных перекосов» на срок до 6 месяцев.
Мебельная отрасль и так серьезно пострадала в 2020 году из-за противоковидных ограничений, остановки производства, закрытия мебельных магазинов. Как объяснил генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Тимур Иртуганов, волна спроса на мебель возникла во втором квартале 2020 года, опередив традиционный «горячий» для мебельщиков период с июля по сентябрь. В результате многие из них не смогли реализовать все заказы. А производители ДСП в начале пандемии не закупили материалов с избытком, опасаясь, что рынок так и не оживет в ближайшее время.
Отсюда и нехватка сырья, что подтверждают и крупнейшие деревообработчики.
По данным аналитического центра What Wood, с июля по декабрь 2020 г. средний рост цен в ретейле на ЛДСП составил 45 %, на ДСП 52 %, на МДФ 43 %, ЛМДФ 34 %. Вместе с повышенным спросом на древесные плиты ДСП, ЛДСП, MDF/HDF наблюдается их сильный дефицит на рынке. «Основные причины — это отложенный спрос после карантина, вывод некоторых производственных мощностей с рынка, увеличение экспорта ДСП», — прокомментировали в What Wood.
Но ограничение экспорта вряд ли снизит цены и решит проблемы мебельщиков, а вот новых сложностей добавит. «Лесопромышленные компании в России традиционно вырабатывают гораздо больше сырья, чем потребляет внутренний рынок, — объясняет Тимур Иртуганов. — Ограничение экспорта ДСП создаст профицит, который заводы не смогут сбыть, а инвесторы будут меньше вкладывать в закрытый внутренний рынок».
Из-за ослабления курса рубля производителям выгоднее отправлять продукцию за рубеж. Происходит дисбаланс спроса и предложения, отмечает директор по внешним коммуникациям компании Ilim Timber Святослав Бычков. Нужно не ограничивать экспорт, а наоборот, поддерживать потребителей, считает он.
Пролетели с фанерой
Проблема с нехваткой сырья не уникальна для производителей ДСП — она затронула и фанерный бизнес, но не столь сильно. Суммарно российские предприятия в 2020 году произвели 4 млн м3 фанеры. За последние три года производство в России снизилось на 2–3 %.
Представители крупнейшей в России компании «Свеза» рассказали, что корень зла, по большей части, кроется в Китае, формирующем повышенный спрос на хвойные пиломатериалы. Поэтому цены на них растут, и предприятиям выгоднее заготавливать именно хвойную, а не лиственную древесину — разница в цене на каждый куб доходит до 40–50 %.
Но несмотря на дефицит, фанерная отрасль в период пандемии всё же чувствует себя неплохо, хотя в самом начале мирового локдауна её представители готовились к серьезным потрясениям. Если в апреле в «Свезе» прогнозировали снижение объемов производства на 20 %, а при худшем сценарии — полную остановку, то в результате снижение составило 8 %.
Участники рынка говорят о восстановлении рынка и березовой фанеры после возобновления производства этого пиломатериала. Наибольший вклад в это внес строительный бум в США. Дело в том, что «там у них» жилье — это по большей части не бетонные многоэтажки, а индивидуальное строительство. По данным Bloomberg, в США подорожала не только фанера, которая используется для отделки и утепления стен и полов, но и её бюджетный аналог — ориентированно-стружечная плита (ОСП). С апреля по сентябрь 2020 года фанера выросла в цене на 62 %, а ОСП — втрое. Телеканал CNBC сообщает о подорожании пиломатериалов на 112 % в 2020 году и почти на 10 % за первую неделю февраля.
Российские поставщики воспользовались этим окном возможностей для улучшения своих дел и отправили в конце 2020 года на экспорт рекордное количество продукции. Так, по березовой фанере рост за четвертый квартал составил 15,8 %, а в декабре — плюс 31 % месяц к месяцу.
А вместе с объемами подросла и стоимость — по данным ФТС, кубометр фанеры в декабре стоил на 8 % больше (в долларах), чем год назад. В рублевом эквиваленте это и вовсе получается +25 %.
Ни один из опрошенных «Фонтанкой» экспертов не взялся спрогнозировать, когда удастся насытить внутренний рынок настолько, что цены вернутся к докризисному уровню. Однако даже январская статистика цен в Петербурге обнадеживает: резкий рост прекратился и наметилась коррекция.