14 декабря в Минприроды Алтайского края состоялось совещание по вопросу устойчивого развития ленточных боров в регионе. По неизвестной причине мероприятие, на котором лесопромышленники и муниципальные власти рассказали о своих бедах, оказалось закрытым для журналистов. Не исключено, что такое решение было принято для того, чтобы холдинг «Алтайлес» и его сторонники могли привести исключительно свою версию событий. Об итогах сообщил директор по связям с госорганами и общественностью ООО «ЛХК «Алтайлес» Денис Шубин.
По понятным причинам, разговор на встрече получился довольно однобоким. В предоставленном релизе приводится выдержки из выступления трех человек, чья позиция совпадает с озвученной холдингом на первых этапах развернувшегося в Сети протеста против выделения ленточных боров в особую зону с приоритетом защиты, а не хозяйственного освоения. Так, и. о. начальника Управления лесами Алтайского края Владимир Черных заявил, что терпеть нападки на лесную отрасль больше нет сил. «Доля искусственных насаждений в ленточных борах по некоторым лесничествам составляет 30 %. Каждое третье дерево создано руками человека. О каких реликтовых лесах можно говорить? Часто звучат термины «леса жили без человека». Мы не знаем, какими они были, сколько их было и что до нас дошло. <...> Природоохранная тематика практически беспроигрышна сегодня при проведении выборов, формировании имиджа политиков. Я ничего плохого в этом не вижу. Плохо, когда этим начинают спекулировать. И под высокими словами, под красивыми лозунгами присутствуют какие-то меркантильные интересы», - высказался Черных, сделав очевидный выпад не только в сторону политических деятелей и общественников, выступивших за ограничение рубок, но и в сторону министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина.
Главы Павловского и Новичихинского районов Антон Воронов и Сергей Ермаков, слова которых также приводит пиарщик холдинга, в целом оригинальностью не отличились: говорили о рабочих местах, которые необходимо сохранить, о том, что вырубленный лес своевременно заменяется молодыми саженцами. Воронов допустил весьма спорное высказывание: «Нужна промышленность. Вторично – экология, досуг, отдых. Нужны стабильность, экономика, рабочие места. Что касается пожарной безопасности. Мы, главы, непосредственно сталкиваемся в период ЧС с этим вопросом. У нас в районе навскидку шесть населенных пунктов находятся рядом с лесом, включая сам Павловск, 10 тысяч населения находится в лесном кольце. И в случае сокращения техники и людей – это просто крах в какой-то момент. Мы бы вообще предложили какие-то сплошные рубки в зонах, прилегающих к населенным пунктам, с постепенной заменой лесов, так как это действительно угроза», - заявил он.
Весьма показательно, что ни одной реплики главного оппонента «Алтайлеса», координатора региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Алтайском крае Алексея Грибкова в тексте, распространяемом холдингом, нет. Сложно представить, что активист молчал на совещании. Очевидно, его слова в картину коммерсантов и властей не встраивались.
Параллельно депутат АКЗС Владислав Вакаев на своей странице в Facebook отреагировал на выплеснувшуюся в публичное пространство конфронтацию, однако окончательно не занял позицию ни одной из сторон, предложив найти компромисс между нуждами людей и сохранением природы. «Разумеется, мне не интересны стоны коммерсантов, зарегистрировавших свой бизнес в Латвии (Литве, по данным интернет-справочников — прим. ред. ИА «Банкфакс») и получавших сверхприбыли за счет хищнической эксплуатации уникальных ленточных боров. Но вот люди, непосредственно занятые в отрасли, пострадать не должны. Можно ли этого добиться? Уверен, да. Решение проблемы в глубине переработки леса. Лоббисты холдинга убеждают нас в том, что сейчас в регионе перерабатывается 90 % заготавливаемой древесины. Но это своего рода лукавство. Ведь превратить бревно в брус – формально обработать его. По сути же это подготовка к транспортировке», - написал парламентарий. При этом он уверен, что для разрешения возможного кризиса, из-за которого люди могут остаться без работы, предприятиям стоило бы вкладываться в более глубокую переработку древесины.
Напомним, что глава министерства природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин пообещал до января 2019 года прописать отдельные условия для использования ленточных боров на территории Алтайского края ради сохранения уникального леса. Речь идет об особом лесном районе с приоритетом его защиты, а не хозяйственного освоения. Спустя пару дней ООО «ЛХК «Алтайлес» развернул в Сети настоящую протестную кампанию, утверждая, что дилетантские заявления министра, сделанные в угоду узкой группе алтайских экологов, убивают не только лесную промышленность в регионе, оставляя тем самым тысячи людей без работы, но губя сами леса, которые, по их логике, захлестнут пожары. Холдинг даже начал сбор подписей против министерского решения, параллельно направив обращение президенту РФ Владимиру Путину, упомянутому Дмитрию Кобылкину, руководителю Рослесхоза Ивану Валентику, губернатору Алтайского края Виктору Томенко и председателю Алтайского Заксобрания Александру Романенко.
Между тем лесную отрасль Алтайского края в последние недели сотрясают скандалы. Недавно стало известно о крупном уголовном деле о незаконном экспорте леса в Китай, которое возбудила региональная таможня. По данным ведомства, одна из российских компаний нарушила валютное законодательство при вывозе леса в Азию на сумму более 38 млн рублей. Также накануне стало известно о многочисленных незаконных частных рубках на территории «двух Алтаев», которые также наносят значительный ущерб экологии и приносят большие деньги нарушителям «лесных законов».
Благодатную тему взялись эксплуатировать и федеральные СМИ, вспоминая об уже прошедших скандалах в лесной отрасли Алтайского края, главные действующие лица которых умудрились выйти «сухими из воды». На фоне этих сообщений СУ СКР по Алтайскому краю инициировал проведение проверки по озвученной в сюжетах информации. Краевое Минприроды, меж тем, отреагировало лишь попыткой изобразить бурную деятельность по защите реликтовых лесов, отправив краевому следкому запоздалый «наказ» провести проверку по изложенным в журналистских материалах фактам.