Перед лесоэкспортерами Приморского края и Дальнего Востока поставлена задача уйти от схемы "спилил-продал". Ограничения, принятые в пользу деревообработки, принесли пока минимальный эффект. При этом отраслевое сообщество считает, что позитивная динамика достигается слишком дорогой ценой. В свете падения мировых цен на древесину и жесткой конкурентной борьбы с экспортерами из других стан приморские лесопромышленники теряют рынки сбыта.
В сложных экономических условиях отрасль продолжают сотрясать новости об уголовных делах о коррупции. Так, в начале декабря в департамент лесного хозяйства администрации Приморского края нагрянули силовики. В кабинете главного специалиста отдела организации использования, воспроизводства лесов и администрирования лесных платежей Елены Филатовой прошли обыски. Расследование уголовного дела продолжается.
Примечательно, что летом 2019 года директор департамента лесного хозяйства Приморского края Валентин Карпенко в интервью корр. агентства говорил о том, что отрасль последовательно избавляется от коррупционных элементов. В конце мая этого же года экс-руководитель департамента лесного хозяйства Приморья Владимир Иванов был осуждён за рекордную взятку в размере $550 тысяч, связанную с продлением договоров аренды лесных участков. Чиновник получил четыре года колонии строгого режима и штраф более 35 млн рублей.
Чем сейчас живет лесная промышленность Приморского края и чего ей ждать от изменчивого рынка и регуляторных "сюрпризов" власти — в материале ИА PrimaMedia.
Прирост два процента
"У промышленников есть объективные причины для беспокойства, но в любом случае нужно развивать деревообработку и производство продукции из дерева. Как и в любой другой отрасли, схема спилил-переработал-произвел приоритетнее, чем "спилил-продал". Я не говорю уже про мебель, пускай это будет шпон", — комментирует депутат Законодательного собрания Приморского края по продовольственной политике и природопользованию, депутат Евгений Зотов.
Лесопилением и деревообработкой в крае занимаются около 250 предприятий. Более трети краевого объема производства пиломатериалов сосредоточено в крупных организациях.
Лидерами по производству шпона являются ОАО "Тернейлес", ООО "Лесозаводский шпон", ООО "Приморский шпон-2". Основные объемы слоисто-клееной продукции (фанера) приходятся на ЗАО "СТС Текновуд", ЗАО "ПТС Хардвуд", ОАО "ГРК АИР", ООО "Лесозаводский лесоперерабатывающий комплекс".
C целью стимулировать деревоперерабатывающие заводы в 2018-2019 годах правительство приняло ряд ограничительных мер. Поэтапное увеличение пошлин на экспорт круглого леса, квоты на вывоз березы, запрет на вырубку некоторых ценных пород деревьев стали серьезной нагрузкой на отрасль, но, по экспертным оценкам, пока не принесли желаемого эффекта.
В Приморье за январь-сентябрь 2019 года в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки отмечен прирост всего на 2,4%. Объемы лесозаготовки увеличились на 0,3%. Как объясняют в Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса (ПАЛЭКС), основные причины столь низкого роста деревообработки — отсутствие доступных кредитов, дефицит рабочей силы и неготовность как внутреннего, так и внешнего рынка принимать переработанную продукцию.
Экспортеры сдали позиции
Свыше 90% продукции, произведенной ЛПК региона, уходит за границу. Так, "Тернейлес" в 2018 году переработал не менее 815 тысяч кубометров леса от объемов заготовки 1,385 тысяч кубометров. Основные объемы – порядка 70% — составляет переработанная древесина. И 30% — круглый лес в стоимостном выражении. 99% продукции предприятия отправляется в Китай, Японию и Корею.
"По данным СМИ, в Европе среднедушевое потребление всей лесной продукции на одного человека составляет 0,33 кубометра в год. Если умножить ее на 1 млн 900 тысяч (численность населения Приморского края — прим. ред.), получится 627 тысяч кубометров – столько требуется для удовлетворения потребностей Приморья притом, что уровень потребления здесь отличается от европейского. За Уралом, в Сибири – свои поставщики высококачественной древесины. А рядом – стабильные, развивающиеся рынки. Увеличить объемы экспорта переработанной древесины – совершенно правильная задача, поставленная президентом, у нас нет другого пути. Но мое мнение — нужно идти не революционным, а эволюционным путем", — говорит гендиректор ОАО "Тернейлес" Владимир Щербаков.
Построить деревообрабатывающие мощности — еще "полбеды", комментируют представители отрасли. Большие сложности связаны с поиском рынков сбыта за границей, тем более, когда речь идет о продукции глубокой переработки. Германия, Австрия, Чехия, Литва, Финляндия, Швеция продают лес в АТР. В силу развитого контейнерооборота стоимость доставки из Европы в Китай часто дешевле, чем из Приморья. А на фоне нестабильности законодательства российские экспортеры проигрывают конкурентную борьбу.
Экспорт леса с Дальнего Востока за восемь месяцев 2019 года сократился на 20%, до 5 млн кубометров. По итогам года падение может составить 35%, пишет отраслевая ассоциация "Дальэкспортлес" в обращении в администрацию президента РФ и правительство с просьбой отказаться от резкого повышения пошлин.
Экспорт круглого леса из Приморья за январь-сентябрь 2019-го составил 1 024 258 тонны на 113 492 тысяч долларов. В 2018 году за аналогичный период край поставил на внешний рынок 1 047 636 тонны на 148 029 тысячи долларов.
Динамика по круглому лесу, отмечают участники рынка, пока не такая удручающая, но с тенденцией к сокращению.
Если в 2018-ом году пошлина на экспорт круглого леса составляла 25%, в 2019 году – 40%, в 2020 году она составит 60%, а в 2021-ом – 80%. Как ранее отмечал Юрий Трутнев, это практически запретительные меры, направленные на то, чтобы сделать нерентабельным экспорт "кругляка" в пользу деревообработки внутри страны.
При этом принят ряд запретов на экспорт ценных пород деревьев. С 1 января 2019 года введены квоты на вывоз бревен из березы во все страны, кроме государств – членов Евразийского экономического Союза (ЕврАзЭС). По словам директора ПАЛЭКС Павла Корчагина, Приморье поставляло в КНР не менее 500 кубометров березы ежегодно.
Европа выигрывает в торговой войне США И Китая
Усугубляет ситуацию падение мировых цен на лес. Цены снизились в результате торговой войны Китая и США, ударившей по сырьевым рынкам. В 2018 году США ввели пошлины 25% на 1300 китайских товаров, в 2019 году размер пошлин был увеличен до 30%. Попутно Трамп заявил о намерениях выводить американских производителей с территории КНР. Санкции США сопровождались контрсанкциями Китая.
"В результате этой торговой войны потребление определенных видов древесины внутри Китая упало, цены снизились. В 2018 году наше предприятие продавало пиломатериалы по цене на 40 долларов за кубометр выше, чем сейчас", — рассказал Владимир Щербаков.
Негативная динамика мировых цен на лес и ужесточение законодательства – основные причины, по которым в отрасли прогнозируют тяжелый 2020-й год. Однако государственная политика остается неизменной – в Минпромторге заявляют о готовности пожертвовать долей экспорта в пользу внутреннего производства и сохранения лесных ресурсов.
"Конечно, нужно затратить больше сил и средств, но бездумно экспортировать сырье, вывозить нашу тайгу за границу тоже нельзя. Последние 10 лет правительство делает шаги в направлении внутреннего производства. Будь то запрет конструкторов или экспорт лесоматериалов, производители находили обходные пути. Заменил кузов – обошел запрет. Сделал тес на бревне – уже товар. Пришло время более жестких мер. Сказать, что они неправильные, нельзя, ведь речь идет о сохранении лесов — нашем национальном достоянии, которое и так пострадало в результате непродуманной политики и которое пока еще у нас остается", — комментирует Евгений Зотов.