Предприниматель из Екатеринбурга придумал технологию, как из отходов деревообработки производить одноразовую посуду. После использования ее будут собирать и превращать в биотопливо. Продукцией уже заинтересовались в Германии, Франции, Италии и Китае.
Предприниматель Сергей Денисов также известен как основатель и бывший совладелец шоколадной фабрики «Настоящий шоколад», которая выпускает конфеты «Уральский метеорит», «Свердловский рыжик» и «Мамина проказница». А с 2004 года он занимался деревопереработкой. В этом процессе его всегда интересовал вопрос, что делать с отходами производства.
Отходы превращать в посуду
Шесть лет назад Денисов вместе с одним из технологов предприятия по переработке дерева Евгением Арестовым придумал проект, по которому отходы производства и шпон превращают в деревянную посуду, а обрезь и опилки в — биотопливо.
Как рассказывает бизнесмен, несколько лет они экспериментировали с материалами и технологией производства. В итоге разработали методику, по которой из осин делают тарелки, а из берез — столовые приборы.
В Вологодской области Денисов взял в аренду цех, где обустроил экспериментальный завод по производству экопосуды. Посуду начали продавать по маркой Ecoarmey. Ежемесячно на заводе производят 1,5 млн изделий.
Но Сергей хотел запустить полномасштабное предприятие. Изначально рассматривал вариант его строительства в Тюменской области. Предприниматель смог наладить контакт с руководством области. Инвестфондом была обсуждена программа, но ее не успели внедрить.
Тогда Денисов решил попробовать создать завод по глубокой переработке древесины в Курганской области, Далматово и ТОСЭР Катайск. Позже он отказался от идеи из-за противодействия местного бизнеса и равнодушия чиновников. «Поснимали всех толковых руководителей, которые были заинтересованы в развитии ТОСЭР», — говорит Сергей.
Построить завод в Свердловской области
В октябре 2019 года компания «Атом-ТОР» предложила предпринимателю перенести его проекты по глубокой переработке дерева в Свердловскую область. Один из этих проектов предполагает строительство завода экопосуды. Это компания «Росатома»: она управляет территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в закрытых городах с присутствием госкорпорации. «Атом-ТОР» выступила с предложением разместить завод в закрытом городе Лесной, который в 2019 году получил статус ТОСЭР. Переговоры с «Атом-ТОР» идут уже три месяца.
Второй вариант, который рассматривает Денисов, это размещение завода в Титановой долине. В этом случае предприниматель надеется получить финансирование завода по линии поддержки инвестиционных программ, действующих в Свердловской области.
Проект по строительству завода приветствуют в регионе, говорит Денисов. Например, свою поддержку выразил депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер. А промышленный дизайнер Карим Рашид готов стать лицом уральской экопосуды.
Перспективы завода экопосуды в России
Сергей утверждает, что полномасштабный завод можно построить уже в этом году. Планируемая мощность завода — 1,5 млн комплектов в день. Все оборудование готово к отгрузке из Италии: проектом занимается инжиниринговая компания Carmac Group. Оборудование можно будет доставить на новый завод в течение четырех месяцев.
Денисов утверждает, что когда будет построен полномасштабный завод и начнется продажа продукции, компания будет на пике в течение семи лет, а после начнется небольшой спад. В первые семь лет суммарный объем потребления экопосуды из шпона только в Европе составит 4,5 млрд единиц в год.
В конце января продукция Ecoarmey получит международный сертификат. Как говорит предприниматель, экопосудой уже заинтересовались в Китае, Германии, Италии и Франции. Поэтому продукция будет изготовляться преимущественно на экспорт. Денисов считает, что в России общество пока не готово к одноразовой экопосуде.
Но, по заявлению Сергея, кроме зарубежных компаний, свою заинтересованность выразили крупные международные сети быстрого питания — KFC, Subway и другие. В них использованную экопосуду будут собирать в специальные контейнеры для отправки на переработку: тарелки и столовые приборы начнут превращать в биотопливо — пеллеты и брикеты, — которое в дальнейшем будет идти на экспорт.