Группа компаний "Кроношпан" строит свой первый завод по производству фанеры из хвойных пород древесины в г. Сморгонь, Беларусь. Работы по установке технологических линий начались в октябре 2018 года и уже в значительной степени завершены, при этом пуск намечен ориентировочно в третьем квартале 2019 года.
Поставщиками технологического оборудования для завода стали компании Angelo Cremona S. p. A., Steinemann Technology AG, Raute Oyj, Holtec GmbH & Co. KG
В качестве сырья завод Kronospan будет в первую очередь использовать сосну и некоторое количество ели. Производственная мощность завода составляет около 200 000 м3 в год. По неподтвержденным данным, примерно половина производимого объема планируется поставлять на немецкий рынок.
На начальном этапе, компания планирует производить фанеру форматом 2500 х 1250 мм средних толщин. Сфера применения данной фанеры – в упаковке и строительстве. Фанера будет продаваться под брендом Ultra Ply.
В дальнейшем Kronospan рассматривает возможность инвестировать в завод по производству LVL-бруса на площадке в Восточной Европе. Существует несколько вариантов для размещения, которые рассматриваются компанией, в частности Беларусь, Россия или Северо-Восточная Польша. Также с стадии обсуждения масштаб проекта. Помимо непосредственно строительства завода по производству LVL-бруса, компания также рассматривает возможность объединения на одной площадке заводов по производству LVL-бруса и фанерного завода.
О том, как эти инвестиции повлияют на древесно-плитный и фанерный рынок мы спросили Алексея Бесчастнова, старшего менеджера StepChange Consulting.
Алексей Бесчастнов отметил, что строительство фанерного завода Kronospan уже давно обсуждается. Самая большая новость во всей этой истории – это, конечно, тот факт, что Kronospan Group (крупнейший в мире производитель древесных плит) заинтересовался фанерой как продуктом. Ключевой причиной здесь, вероятно, стал поиск новых областей для роста. Этим шагом Kronospan сможет объединить свой мировой опыт в производстве и продажах продукции из древесины (в основном OSB, MDF, ДСП и продукция с добавленной стоимостью на их основе) с возможностями нового ассортимента продукции на основе шпона.
Продукция на основе шпона для Kronospan – это, в первую очередь, видимо, фанера хвойных пород, но с есть также направления для будущего роста по широкому спектру: в LVL, в березовую фанеру (включая ламинированную), в более экзотические продукты как OSB или ДСП с покрытием шпоном (и, возможно, с ламинированием для OSB), в совсем экзотические продукты как PSL (parallel strand lumber, из отходов фанерного производства или LVL), а также в возможность поддержки производства бруса LVL производством OSL/LSL (брус, выпускаемый по технологии, близкой к технологии производства OSB).
Из всех этих продуктов березовая фанера, вероятно, была бы наиболее тревожной новостью для российских (и белорусских) производителей, поскольку березовая фанера, пожалуй, единственный продукт в мировом масштабе, где российские производители доминируют – и где иностранные игроки в России относительно малозаметны. Если Kronospan начнет производить и березовую фанеру, то это может существенно перекроить фанерный бизнес в России – как по доле основных игроков, так и по маржинальности и объемам. Kronospan Group умеет быстро наращивать мощности и активно продвигаться к новым рынкам и клиентам.
Для существующих игроков в производстве LVL интерес Kronospan может быть и плохой новостью, и хорошей (в России есть два производителя с совокупным объемом производства около 3.5% от мирового), поскольку LVL остается относительно нишевым продуктом и дополнительное маркетинговое «подталкивание» от такого гиганта, как Kronospan, может открыть продукт для новых ниш и клиентов. С другой стороны, краткосрочные цены могут, конечно, пострадать при появлении новых крупных производств. Относительно площадки для расположения завода LVL (если будет принято решение строить такой завод) есть два подхода – первый, что завод LVL, в целом, выигрывает от расположения вместе с фанерным – и по постоянным расходам, и по производственной гибкости (по возможности перераспределять шпон между LVL и фанерой – в зависимости от требований рынка и от целевого качества продуктов) и второй подход – что крупные заводы иногда вынуждены платить за древесину больше, чем средние – за счет необходимости собирать древесину с большего радиуса.
Дополнительно об инвестиционных планах компании Кроношпан высказалась Veronica Schey, COO StepChange Consulting:
«Если посмотреть на эту новость с географической точки зрения, то интерес Kronospan Group к росту по фанере/шпону в РБ (и, потенциально, в России) понятен, поскольку эти страны уже хорошо известны Kronospan с производственной точки зрения и могут предложить хорошую ресурсную базу для новых продуктов.
Дальнейшие планы также могут быть связаны с Украиной (где Kronospan уже присутствует + активно занимается новыми инвестициями, в частности, переносом пресса OSB из Люксембурга). В России/Украине/РБ есть ряд преимуществ: близость к рынку ЕС, приемлемый инвестиционный климат и, что очень важно, относительно низкая стоимость рабочей силы и древесины. Кроме того, с новой продукцией Kronospan сможет использовать синергию в утилизации древесных отходов (древесные отходы от производства шпона/фанеры пойдут на производство более традиционных для Kronospan древесных плит).
С точки зрения древесного сырья планы Kronospan могут быть плохой новостью для лесопильных компаний, поскольку теперь Kronospan вступает в конкуренцию за высококачественную древесину: (хвойный) фанерный кряж и пиловочник. Тем не менее, производство и потребление пиловочника в России и странах СНГ уже составляет более 85 млн. кубических метров в год, и аппетит Kronospan вряд ли превысит 1-2% от этого объема в ближайшие 5-7 лет, даже при очень быстрых темпах роста Kronospan в этом направлении. При этом, конечно, локальный эффект в любом из регионов будет заметен».