Какой бы вопрос, касающийся лесопромышленного комплекса, не обсуждался, он всегда сопряжен с проблемой подготовки кадров и дефицитом специалистов на местах. Текущая потребность в персонале с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек и превышает ежегодный выпуск - 8-8,5 тыс. Дефицит только государственных лесных инспекторов составляет почти 19 тыс. человек.
А ведь именно от людей, от специалистов напрямую зависит эффективное развитие всего лесопромышленного комплекса и реализация Стратегии развития отрасли, которая так активно обсуждается последнее время. И решить растущую проблему нехватки квалифицированных кадров можно только объединив усилия власти и бизнеса. Этой теме был посвящен круглый стол Совета Федерации, прошедший 6 октября в соответствии с планом мероприятий Палаты на осеннюю сессию 2020 года.
Круглый стол на тему «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения» провел Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию вместе с Комитетом по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации — организации, которая объединяет профессионально-общественные и бизнес-структуры.
Несмотря на тяжелую эпидемиологическую ситуацию и существующие ограничения, впервые в обсуждении этого важнейшего вопроса приняли участие более 120 человек практически из каждого региона Российской Федерации, как присутствуя лично на гостеприимной площадке ТПП, так и в режиме видеосвязи. Особенно ценно, что к работе подключились и ведущие «лесные» ВУЗы страны, и предприятия лесопромышленного комплекса. Круглый стол прошел под руководством сенатора, Председателя Экспертно-консультативного Совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель.
Открывая совещание, сенатор выразила уверенность в том, что совместными усилиями можно достичь много, особенно учитывая уже имеющийся положительный опыт решения различных вопросов, благодаря поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. По ее инициативе было принято постановление 17-СФ «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке», в котором уделено большое внимание кадровой проблеме и ее решению. Но еще больший импульс придало недавнее совещание у Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «О развитии и декриминализации лесного комплекса» (29 сентября 2020 года). Во ходе совещания Президент сделал акцент в том числе на необходимости укрепить кадровый потенциал. Он особо подчеркнул, что обеспечение предприятий лесной отрасли высококвалифицированными специалистами является одним из необходимых условий для повышения эффективности лесопромышленного комплекса России.
А решить растущую проблему нехватки квалифицированных кадров в современных сложных экономических условиях возможно только объединив усилия власти и бизнеса, убеждены в Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Откуда возникает дефицит кадров и что с этим делать
Существует целый комплекс причин, которые вызывают и объясняют нехватку квалифицированных работников.
• Система образования
Прежде всего, отметила Татьяна Гигель, дефицит связан с проблемами системы образования лесной отрасли.
Сегодня для преодоления кадрового дефицита необходимо оперативно увеличить масштабы подготовки специалистов для всей системы управления лесами, как работников лесного хозяйства, так и сотрудников производственных подразделений в лесоперерабатывающих предприятиях.
По экспертным данным, в настоящее время дефицит одних только государственных лесных инспекторов, необходимых для выполнения нормативов патрулирования лесов, составляет почти 19 тысяч человек!
Подготовка выпускников «лесных» учреждений в недостаточном для отрасли количестве и несоответствие их современным производственным требованиям, в свою очередь, обусловлены целым рядом причин. И в рамках круглого стола об этом рассказали представители сразу нескольких учебных заведений и предприятий.
Так, например, декан факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркого строительства, заведующий кафедрой технологии и оборудования лесопромышленного производства Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана Максим Быковский отметил, что связанные с лесом и древесиной профессии в системе образования принадлежат к укрупненной группе специальностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», а некоторые раскиданы и по другим группам (под укрупненной группой понимается совокупность родственных специальностей, профессий и направлений подготовки). Тогда как лесное обучение логичнее и эффективнее было бы вынести в отдельную, собственную группу, отделив от рыбного хозяйства и пр. И с этим согласны и врио ректора Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Ирина Мельничук, и президент Поволжского государственного технологического университета, представляющий целый ряд университетов Поволжья и Сибири, Евгений Романов. Кроме этого, по ряду специальностей отсутствуют квалификационные стандарты, и это отмечали почти все участники круглого стола.
Сюда же можно отнести практику слияния различных высших учебных заведений, что уже привело к сильному сокращению количества профильных образовательных учреждений. По оценкам экспертов, сегодня на всю страну осталось чуть ли не три самостоятельных «лесных» ВУЗа и около 20 учреждений средне-профильного образования, тогда как еще в 90-е годы их насчитывалось 13 и порядка 50, соответственно. Только около 6 университетов на всю страну сохранили свои научные школы подготовки кадров и собственные лесхозы... Из-за механического и бездумного объединения могут исчезнуть важные специальности и направления исследований, это особо подчеркнул вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.
Поскольку лесная отрасль не включена в перечень приоритетных для экономики отраслей, соответственно, и финансирование системы образования минимально. Опасения вызывают контрольные цифры приема. Так, например, на 2021/22 учебный год они вновь распределены не в пользу лесной отрасли. И одно из предложений, озвученных в рамках совещания Архангельским ЦБК, сводится к перераспределению с учетом реальной кадровой потребности регионов и предприятий лесного комплекса представителями лесной отрасли совместно с Рослесхозом (отвечает за контрольные цифры приема) и Минобрнауки Российской Федерации контрольных цифр приема на обучение по лесным направлениям.
Серьезной проблемой системы образования является недостаток у выпускников практических знаний по профессии.
Во многих учебных заведениях отсутствуют учебно-опытные хозяйства. Об этом говорила и Татьяна Гигель, и аудитор Счетной палаты Михаил Мень, и другие участники дискуссии. Наличие таких хозяйств является обязательным условием получения обучающимися практических знаний. Также учебно-опытные хозяйства важны для переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, где они могли бы знакомиться с применяемыми в производстве современной техникой, оборудованием и технологиями.
Практических навыков не хватает не только будущим работникам лесного хозяйства. Директор по персоналу Первой мебельной фабрики Алла Ткачук поделились, что приходящие на предприятие выпускники не владеют иностранными языками, а для работы на высокопроизводительном и инновационном импортном оборудовании это становится просто необходимым, не умеют работать с программным обеспечением «Базис» и bCad. Кроме этого не лишним было бы при подготовке будущих специалистов обращать внимание на формирование управленческих компетенций и знакомству с принципами бережливого производства. Возможно, кому-то покажется, что это мелочи, но обладание такими навыками и знаниями — это потребности современного бизнеса! Отдельная боль производителей мебели — отсутствие грамотных дизайнеров. Сегодня ни один ВУЗ, по словам Аллы Ткачук, не готовит дизайнеров-консультантов для мебельной отрасли, таких специальностей просто нет, поэтому на предприятиях вынуждены брать образовательный процесс на себя и учить своих сотрудников своими силами. В деревянном домостроении так же не учтен в системе подготовки кадров ряд актуальных и востребованных специальностей, а также отсутствуют или требуют обновления профессиональные стандарты, рассказал руководитель московского представительства «Тамак», руководитель направления по работе с госорганами и банками Ассоциации Деревянного Домостроения Вадим Фидаров.
Вообще, очень много в рамках совещания было сказано об участии предприятий в обучающем процессе. И речь не только о приглашении студентов, и самих преподавателей для прохождения практики. В качестве одного из предложений Вадим Фидаров озвучил идею разрешить целевую подготовку с непосредственным участием предприятий, особенно системообразующих регионального и федерального значения, а также строительно-проектных организаций без государственного участия (сейчас подключаться к образовательному процессу разрешено только организациям, которые имеют госучастие). И это действительно проблема, требующая решения, согласилась Татьяна Гигель. Получение сертификата или лицензии для того, чтобы дать возможность предприятиям официально готовить тех специалистов, которых нет и которые им нужны, учить так, как нужно самим предприятиям, способствовало бы и увеличению эффективности образовательного процесса, и преодолению дефицита квалифицированных работников.
По оценкам экспертов, текущая потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек при плановом ежегодном выпуске 8-8,5 тыс., что приводит к повышению в отрасли доли сотрудников, не имеющих профильного образования и снижению производительности труда.
«Мы считаем, что существующая на сегодня система подготовки кадров для лесного комплекса нуждается в реформировании и безотлагательном развитии опытно-учебной базы, - подчеркнула сенатор. - Одним из направлений реформирования могло бы стать использование программ подготовки кадров «со школьной скамьи». Об этом сейчас очень серьезно говорит все профессиональное сообщество. Когда-то существовало замечательное направление — профориентация. Когда ребят еще со школы начинали знакомить с профессией, пропагандировать ее важность для будущего страны. И дети готовили себя к этой профессии, с желанием шли в учебные заведения, и, естественно, это были затем высококвалифицированные кадры».
В качестве современного примера эффективности такого подхода можно привести Архангельский ЦБК. На предприятии действует система непрерывной подготовки кадров «Ступени». Работа начинается еще в детском саду, поделилась опытом советник генерального директора АО «Архангельский ЦБК», доктор экономических наук, профессор Наталья Пинягина. Экскурсии на производство с самого раннего возраста закладывают у ребят правильное представление об отрасли и работе в ней, а дальше коммуникация только углубляется и расширяется. В результате планомерного и открытого взаимодействия зачастую уже в школе становится понятно, кто может вырасти отличным специалистом и стать частью команды. В 2017 году в одной из школ Новодвинска был открыт «лесной класс». Участие в проекте принял и комбинат. Выпускникам этого класса АЦБК предлагает дальнейшее целевое обучение в Северном (Арктическом) федеральном университете. Кстати одна из базовых кафедр по технологии ЦБП функционирует прямо на площадке комбината. Также идет активная работа с Новодвинским индустриальным техникумом.
Занимаются профориентацией школьников и в Группе «Илим». Об этом рассказал Денис Светлугин, а для новых сотрудников, поступивших на службу после ВУЗов на предприятии действует программа адаптации: в течение 1-2 лет к молодым специалистам не предъявляют высоких требований, позволяя скорее освоиться на новом поприще.
Конечно же, реализация программы — это большие затраты для предприятия, но они того стоят. Хотя поддержка государства здесь была бы очень востребована, подчеркнула Наталья Пинягина: включение расходов, связанных с инвестированием в образовательные учреждения, в расчет налога на прибыль позволит заинтересовать еще большее количество предприятий повышать технологическую оснащенность образовательных учреждений и способствовать подготовке высококлассных специалистов в соответствии с перспективными требованиями рынка труда и производства.
Говоря о ранней профориентации и работе с подрастающим поколением нельзя не упомянуть природоохранный социально-образовательный проект «Эколята», в рамках которого у детей формируется система ценностных отношений к природе и бережному к ней обращению, экологическая культура и культура природолюбия. К слову, членом программного комитета проекта, а также председателем организационного комитета по проведению мероприятий Всероссийской акции «Россия – территория Эколят – Молодых защитников Природы» является Татьяна Гигель. Проект реализуется во многих регионах России, в том числе поддерживает его и АЦБК.
• Трудоустройство молодых специалистов
И это следующая и не менее важная проблема и причина дефицита специалистов. Отсутствие установленных обязательных требований к обучающимся на бюджетных местах отработать в соответствии с полученным образованием ведет к тому, что по окончании обучения по «лесным» специальностям они весьма неохотно идут на работу в организации лесного комплекса, предпочитая иные виды занятости.
Конечно, такая ситуация, в первую очередь, объясняется низким уровнем заработной платы. Так, уровень оплаты труда лесных инспекторов составляет около 50% - 70% от размера средней оплаты труда в субъекте Российской Федерации, не позволяет обеспечивать привлечение в отрасль специалистов, имеющих достаточное образование, и конкурировать с другими профессиями.
Низкая привлекательность профессий лесной отрасли отчасти связана и с ограниченными социальными гарантиями работников. Данная ситуация сложилась в связи с отсутствием целевых денежных средств, выделяемых субъектам Российской Федерации на развитие лесного комплекса и направленных на социальную поддержку работников отрасли в виде субвенций.
Социальные гарантии связаны в том числе и с безопасностью работников. На этом отдельно акцентировала внимание сенатор, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева. Работа в лесу бывает опасна, встреча с браконьерами и другие чрезвычайные ситуации в отдельных случаях приводят к негативным последствиям, что делает актуальным приравнивание «лесных» работников, «Лесную охрану» к той же полиции с соответствующими государственными гарантиями.
Ситуация дополнительно усугубляется процессами урбанизации и низким уровнем развития сельских территорий. Безусловно, социальные факторы формируют серьезные риски для развития лесного хозяйства, способные привести к падению престижа профессии, сократить и без того низкую мотивацию для качественного выполнения работ, вызвать катастрофическое снижение профессионального уровня управленческого персонала, что наблюдается уже сегодня.
Возможные решения
На упомянутом ранее совещании Владимир Путин подчеркнул, что для укрепления кадрового потенциала необходимо обеспечить современные условия труда и достойную заработную плату для работников отрасли, а также распространить на них меры государственной поддержки, которые действуют для молодых специалистов в сельской местности. Прежде всего в приобретении и строительстве жилья. Для привлечения кадров в организации лесного комплекса особое значение имеет их обеспечение доступным и качественным жильем.
В решении этой важнейшей задачи, убеждены в Комитете, ключевую роль должно сыграть развитие деревянного домостроения. Оно не просто поможет решить жилищные проблемы, но и придаст дополнительный импульс развитию ЛПК – увеличит объемы производства строительных материалов, обеспечит рост лесозаготовительного производства, создаст дополнительные рабочие места, увеличит доходы бюджетов всех уровней.
Кроме этого, в целях привлечения молодых специалистов и развития кадрового потенциала лесного комплекса необходимо изучать и использовать опыт реализации федеральных и региональных программ в других отраслях. Речь идет о таких программах, действующих в сельской местности, как «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Жилье молодым специалистам», «Молодой специалист на селе». Необходимо проанализировать и изучить этот опыт и сформировать собственную аналогичную программу для обеспечения кадрами ЛПК, подчеркнула Татьяна Гигель.
Подытоживая озвученные в рамках круглого стола проблемы и предложения по их решению, сенатор, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Михайлов выразил поддержку предложению Счетной Палаты РФ передать часть учебных заведений, как минимум среднего образования, в подчинение Рослесхозу, а также озвучил идею проведения конкурсов по оснащению учебных заведений современным оборудованием и техникой.
Без отладки системы подготовки кадров для лесопромышленного комплекса и научного обеспечения отрасли невозможно воссоздавать лучшие практики лесовосстановления, утраченные в России, но успешно используемые в таких странах, как, например, КНР, особо подчеркнул председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Николай Макаров. И с этим нельзя не согласиться.
Также на круглом столе неоднократно прозвучала идея создания единого федерального центра, который смог бы объединить и образовательные и научные организации, и профильные ведомства и предприятия лесопромышленного комплекса. Это позволило бы интегрировать усилия и вывести учебные процессы на качественно иной уровень.
Обсуждение кадрового обеспечения лесной отрасли в таком формате, как прошедший круглый стол - это уже первый шаг к консолидации всех заинтересованных участников процесса. Отрадно, что «лесные» образовательные учреждения сами стремятся к изменениям, лесопромышленные компании рассчитывают подключаться к образовательному процессу и расширять свое участие в нем, а профильные ассоциации и объединения, органы госвласти готовы оказывать поддержку. Доказательство тому — представительский состав спикеров круглого стола. Вопрос обеспечения квалифицированными кадрами отрасли многогранен и объемен, невозможно обсудить все в рамках одного совещания. К сожалению, далеко не все участники успели высказаться и озвучить свое видение, но работа продолжается. Предложения по итогам круглого стола поступают и в Торгово-промышленную палату, и в Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. По итогам будут подготовлены рекомендации для направления в профильные органы государственной власти.
«Проблемы отрасли хорошо известны. И наша задача – обеспечить их реализацию в законодательных актах и программных документах отрасли, в том числе в разрабатываемой сегодня по инициативе Совета Федерации – новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», — прокомментировала результаты прошедшего мероприятия Татьяна Гигель.