Реклама

Сдать стволы: сельхозлеса хотят вернуть государству

Источник: Известия Мария Перевощикова, Вера Кузьмина

У регионов и фермеров хотят забрать управление лесами и передать его государству. Авторы инициативы предупреждают: десятки миллионов гектаров лесов в России могут оказаться под угрозой, поскольку не относятся к лесному фонду. В начале 2000-х годов при смене законодательства и системы учета земли лесные массивы на территориях бывших колхозов и совхозов перешли в распоряжение регионов и лишились своего государственного статуса.

Сейчас они находятся в основном на сельхозземлях и не защищены от массовой вырубки. Письмо с предложением вернуть леса в собственность государства представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) направили вице-премьеру РФ Виктории Абрамченко, а также в профильные комитеты Госдумы.

«Колхозные леса»

В СССР на территориях совхозов и колхозов находились не только поля и фермы со скотом, но также инфраструктура, леса, дороги, пруды, рассказал «Известиям» директор АНО «Зеленая цивилизация», академик МАНЭБ, экс-министр лесного хозяйства Ульяновской области Дмитрий Фёдоров. Все эти объекты обслуживались через единый центр управления. В 1990-х менялась форма собственности и многие такие предприятия были приватизированы. Предприниматели ставили экономическую эффективность во главу угла, а это, например, выращивание ржи и пшеницы, но не уход за лесными массивами, объяснил академик.

При смене законодательства и системы учета территории бывших колхозов и совхозов были поставлены на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, говорится в обращении ОНФ в адрес вице-премьера Виктории Абрамченко и профильные комитеты ГД (есть у «Известий»). «Колхозные леса» перешли в том числе в распоряжение региональных органов государственной власти и лишились своего статуса. В результате лесные массивы постоянно находятся под угрозой неконтролируемой вырубки, следует из письма общественников.

Начальник «экологического» управления Генпрокуратуры Антон Головин — о тысячах нарушений на угольных шахтах, «китовых тюрьмах» в Сети и системе, которая «покажет» каждое срубленное дерево
— В результате землеустроительных процедур конца 1990-х – начала 2000-х годов огромное количество леса в нашей стране фактически оказалось на землях сельхозназначения. А это значит, что они не защищены от вырубки. Под угрозой — десятки миллионов гектаров; эта площадь больше, чем территория Германии. Но лес — это легкие нашей страны, — напомнил «Известиям» заместитель руководителя исполкома ОНФ по региональной работе Борис Подольный.

Авторы инициативы призывают как можно быстрее провести повторную инвентаризацию леса, растущего на землях сельхозназначения, чтобы его бесконтрольная вырубка стала невозможна. В обращении организации говорится, что «необходимо ускорить полную инвентаризацию лесов, расположенных на сельхозземлях и на землях неустановленных категорий, обеспечив их перевод в лесной фонд. При этом необходимо учитывать целесообразность сохранения таких лесов в каждом конкретном случае.

— Обращение ОНФ будет рассмотрено при получении. Но я бы осторожнее относилась к высказываниям о якобы массовой вырубке лесов на землях сельхозназначения, — сказала «Известиям» представитель вице-премьера Виктории Абрамченко Марта Галичева.

На сельхозземлях несколько видов лесов: первая группа — это защитные лосополосы, их рубить нельзя никому, пояснила она. Это неотъемлемая часть агролесомелиоративного обустройства земель сельхозназначения, добавила Марта Галичева.

Во-вторых, на землях сельхозназначения, которые не используются по прямому назначению, вырастает древесно-кустарниковая растительность, которую можно и нужно рубить в рамках культуртехнических мероприятий, чтобы вернуть земли в сельхозоборот, пояснила представитель вице-премьера.

— И, наконец, третья группа — настоящий лес, растущий на землях сельхозназначения. Как, например, бывшие колхозные леса. Их вовсе необязательно переводить в земли лесного фонда, которые, в отличие от сельхозземель, могут быть только в федеральной собственности, — сказала Марта Галичева.

По ее словам, для регулирования вопроса использования леса в составе земель сельхозназначения правительство в 2020 году приняло постановление № 1509. На таких территориях можно заниматься плантационным разведением леса или реализацией климатических проектов.

— Президент дал поручение правительству проанализировать условия выращивания лесов на сельхозземлях, обеспечить контроль такой деятельности и создать условия для реализации климатических проектов. Правительство ведет последовательную работу по созданию такого правового режима, — сообщила представитель вице-премьера.

Риски незаконной рубки как раз присутствуют в лесном фонде, именно поэтому правительство по поручению президента внедряет систему прослеживаемости для контроля заготовки и последующей переработки древесины, подчеркнула Марта Галичева.

Острый вопрос

Предложение ОНФ заслуживает внимания, считает председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов. Однако необходимо учитывать, что вопросы, связанные с особенностями использования, охраны, защиты лесов, расположенных на землях сельхозназначения, уже урегулированы положениями статьи 123 Лесного кодекса РФ, а также постановления правительства РФ № 1509 от 21.09.2020, полагает парламентарий.

— Необходимо сделать выводы на основе практики применения уже имеющихся правовых механизмов. Возможно, они требуют доработки, — отметил Сергей Гаврилов.

Постановление № 1509 содержит нормы, как декларировать и учитывать срубленный лес на сельхозтерриториях, указал Дмитрий Фёдоров. Также за правообладателем земельного участка закреплено право в течение двух лет с момента вступления в силу постановления или регистрации права на соответствующий земельный участок определять, что дальше делать с лесом — оставить его или провести лесомелиоративные мероприятия — попросту говоря, срубить (п. 7 положения), сказал он.

— Именно эта норма дает определенную свободу правообладателю земельного участка вырубить лес. Ухаживать за ним аграриям экономически просто невыгодно: на разработку лесоустроительной документации, противопожарные мероприятия, защиту от вредителей и болезней леса, очистку от ветровала и сухостоя, патрулирование и защиту от черных лесорубов уходят миллионы рублей в год, — объяснил Дмитрий Фёдоров.

К постановлению кабмина о лесах на сельхозземлях было очень много замечаний, сказал зампредседателя комитета ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев.

— Надеюсь, что обращение ОНФ подстегнет эту дискуссию. Мы со своей стороны в ГД готовы в ней участвовать, потому что это очень сложная тема — на стыке нескольких вопросов, а именно собственности, ценности лесов и ценности сельхозземель, — подчеркнул Николай Николаев.

По его словам, лесные сельхозземли, принадлежащие муниципалитетам, действительно необходимо перевести в лесной фонд. Но гораздо сложнее с частными участками — возможно, их придется выкупать у владельцев. Это острая проблема и ее нужно решать, уверен депутат.

Разные ценности

В стране долгие годы не занимались рекультивацией лесов, отметил член экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Склянчук. С появлением ESG-повестки компании и власти стали большее внимание уделять вопросам лесного потенциала поглощения углеродных выбросов. Поэтому инвентаризация, которую предлагает ОНФ, позволит дополнительно увеличить интенсивность поглощения углекислого газа, считает он.

Сегодня, когда проблемы с экологией наглядно показывают, что леса — это не только древесина на экспорт, но и комфортные условия существования живого мира, реалистичные данные о насаждениях крайне важны, согласилась член научно-технического совета Росприроднадзора, член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Спасение лесов — один из действенных способов решения климатических вопросов, уверена она.

— Но сельскохозяйственные земли должны использовать производители мяса, молока, хлеба. В этом вопросе нет порядка, сейчас посевные площади занимают всего 80 млн га, тогда как 30 лет назад — 117, — сказал «Известиям» председатель комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут разделяет мнение, что отбирать земли — нехорошо. Сейчас обсуждается вопрос о том, что сельхозпроизводители могут выращивать и лес, в государственных целях есть задача увеличить объем посадки, пояснил он.

По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, сейчас нет данных о значительных объемах незаконных рубок. Сельхозземли активно вовлекаются в климатические проекты по поручению президента, сказал он. Кроме того, объем нелегальной заготовки древесины в стране снижается — правительством реализуется комплекс мер по декриминализации лесного комплекса, добавил эксперт.

Возможно, вам это будет интересно