Реклама

Опилки заменят мазут

Источник: Российская газета Екатерина Дементьева

Древесные отходы в Приангарье намерены пустить в дело.

В последние несколько лет объемы лесозаготовки в Иркутской области быстро росли. Сейчас ежегодно здесь заготавливают до 35 миллионов кубометров. Но вместе с этим растут и объемы отходов порубки и пиления. Поэтому вопрос переработки щепы, опилок и т.п. сегодня важен как никогда.

Сколько в области уже накоплено древесных отходов, не берется оценивать никто. Можно лишь примерно подсчитать динамику их накопления. По данным сотрудников Байкальского государственного университета, ежегодно лесопромышленный комплекс производит не менее 12 миллионов кубометров отходов. И чем выше процент переработки в общем объеме лесоматериалов, тем их больше - в производстве доски их доля достигает 40-50 процентов от бревна. И большая часть не утилизируется.

- Часть древесных отходов и неликвидной низкосортной древесины предприятия направляют на переработку, - пояснила начальник управления лесной промышленности Министерства лесного комплекса Иркутской области Лариса Перковская. - Щепу поставляют для целлюлозно-бумажной промышленности и топливно-энергетического комплекса, производства древесных плит (ДСП и ДВП), опилки - для производства топливных гранул и пеллет. А часть отходов просто сжигается на площадках хранения или утилизируется путем рекультивации. Но огромное их количество остается просто бесхозным.

Перспективным направлением переработки становится производство топливных гранул (пеллет) и брикетов. КПД сгорания у них в полтора раза выше, чем у обычных дров, кроме того, это более чистый вид топлива, чем уголь. Пеллеты становятся все более востребованными как в Европе, так и в странах Азии.

Сегодня предприятия Иркутской области выпускают в общей сложности около 300 тысяч тонн пеллет и две тысячи тонн брикетов. Это почти треть всего российского объема производства. По данным областного минлесхоза, на подходе еще два проекта - в Саянске и Братске - общей производительностью около 75 тысяч тонн в год. Однако это все же гораздо меньше, чем можно было бы выпускать, учитывая количество скапливающихся отходов. На решение вопроса переработки отходов не так много времени: к 2022 году законодательство будет ужесточено и придется платить большие штрафы.

Изменение курса валют в 2014 году сыграло на руку производителям топливных гранул - после этого и началось активное развитие их производств. Тем не менее, сибирские предприятия и в 2015 году отмечали, что на европейском рынке они не в лучшей позиции. При себестоимости пеллет 25-27 евро за тонну доставка из Сибири обойдется вдвое дороже. Но с тех пор вырос спрос на азиатском рынке - ужесточившееся экологическое законодательство в Китае и Южной Корее заставляет энергетиков этих стран искать новые каналы поставки биотоплива. Объемов, которые обеспечивали наши традиционные конкуренты на этом рынке - Малайзия и Вьетнам, - уже недостаточно.

- Однако, во-первых, далеко не все опилки пригодны для производства пеллет - к примеру, лежалые уже не годятся ни на что, кроме сжигания, - поясняет Лариса Перковская. - Во-вторых, есть требования и к породам (на пеллеты идут лишь хвойные), и к размерам опилок и щепы. Кора для переработки вообще непригодна. Раньше опилки служили сырьем для гидролизных заводов - их в Иркутской области было три, но они давно обанкротились и закрылись. Серьезным ограничителем остается сложная логистика - Иркутская область равноудалена и от европейского, и от азиатского рынков. Да и в целом переработка отходов лесопиления не очень прибыльное направление.

Специалисты ЛПК прекрасно понимают, что на решение вопроса переработки отходов у них не так много времени: к 2022 году Министерство природных ресурсов РФ ужесточит законодательство, регламентирующее работу с отходами, и увеличит штрафы за его неисполнение. В качестве альтернативного варианта лесопереработчики предлагают биоэнергетику. Пока в самом простом варианте: строительство котельных на опилках, щепе и на тех же пеллетах - это гарантированный рынок сбыта без дорогостоящей логистической составляющей.

- В топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) Иркутской области доля отходов лесоперерабатывающей промышленности сегодня составляет около 8 процентов, - отмечают в минлесхозе. - Из 1030 котельных, действующих в Иркутской области, лишь 150 работают на древесном топливе. Многие лесоперерабатывающие предприятия используют отходы на собственных теплоисточниках для обеспечения технологических процессов.

Ученые из Института систем энергетики им. Мелентьева Иркутского научного центра убеждены, что потенциал энергетики на возобновляемых биоресурсах в регионе может достигать 15 процентов ТЭБ. Региональные власти рассматривают возможность перевода на древесное топливо нескольких угольных и мазутных котельных в отдаленных районах. И сами лесозаготовители готовы попробовать себя в роли продавцов теплоэнергии. Так, Транссибирская лесная компания планирует инвестировать в строительство новой котельной на древесном топливе в Усть-Кутском районе и в пеллетное производство под нее более 1 миллиарда рублей. Строительство запланировано на 2018-2019 годы. Это позволит утилизировать не только «свежие» отходы, но и накопленные за многие годы отвалы из опилок. По данным экологов, именно под Усть-Кутом находится самая большая в мире свалка древесных отходов - их объем оценивается в 2 миллиона кубометров. В правительстве Иркутской области считают, что такие проекты выгодны прежде всего самим производителям отходов - топливо будет для них практически бесплатным.

Между тем

В Иркутской области разрабатывают проект применения древесных отходов в «солнечных вегитариях» - теплицах нового поколения. По словам председателя Иркутского регионального Фонда защиты природы "Прибайкальский" Александра Панько, при помощи грибов и червей можно ускорить естественный природный цикл превращения опилок в биогумус, который будет активно использоваться в этих теплицах. Сибирский институт физиологии и биохимии растений РАН тестирует для проекта подходящие грибы.

Возможно, вам это будет интересно