Реклама

Мнение: Санкции не повлияли на экспорт продукции южных предприятий ЛПК

Источник: РБК

Южные предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК) не сильно затронули введенные ранее санкции, поскольку в этих регионах данная отрасль промышленности не сильно развита. Такое мнение озвучил руководитель исследования «Ожидания компаний ЛПК в 2023 году» консалтинговой компании Strategy Partners Павел Билибин.

«Традиционно концентрация предприятий ЛПК — это северо-запад, Сибирь и Дальний Восток, а в ЮФО и СКФО их не так много. Основные мощности лесной отрасли размещают там, где у нас растет хвойное сырье — основная экспортная база для ЛПК, а это северные бореальные леса — тайга. В южных регионах произрастают ценные широколиственные породы, и традиционно их перерабатывают в основном предприятия более глубокого передела и некрупные — мебельные предприятия, картонно-бумажные», — сказал Билибин на онлайн-встрече с журналистами.

По его словам, проблемы, с которыми столкнулись компании северо-запада, Дальнего Востока, Сибири, а также ЮФО, касаются в первую очередь рынка и логистики. При этом эти проблемы затронули южные регионы в меньшей степени, поскольку они были ориентированы на внутреннее потребление и экспортировали продукцию как раз в те страны, с которыми сохранились экспортные потоки, например в Турцию и на Ближний Восток.

Кроме того, практически не пострадали предприятия ЛПК с Дальнего Востока, потому что у них остались рынки (Южная Корея, Китай, Япония) и преимущества в части логистики.

«Европа занимала большую долю в структуре продаж деревообрабатывающих предприятий северо-запада. Структура продаж выглядела достаточно просто, никаких систем сбыта они не строили сами, поскольку все продукция со складов поступала в Европу через трейдеров. Перемещение «европейских» объемов на рынки дружественных стран вызвало у них вначале огромные дополнительные затраты на логистику, значительно увеличилось «плечо» доставки, ну и пропускная способность по местам переходов резко ухудшилась», — отметил Билибин.

«Такой баланс ответов позволяет предположить, что достаточно много компаний полагают, что смена стратегии не является критически важным механизмом выживания бизнеса, и пытаются спасти бизнес за счет тактических решений, — говорится в исследовании. — Данный подход видится фундаментально ошибочным, так как отрасль имеет дело не с циклическим ухудшением конъюнктуры, а с изменением фундаментальных условий доступа на экспортные рынки».

По данным РБК, в апреле 2022 года Евросоюз, на который приходилось 75% поставок лесной продукции из России в «недружественные» страны, ввел запрет на импорт основной части таких товаров. Под него попали все основные категории товаров, отгружаемых за рубеж: древесина и изделия из нее, древесный уголь, древесная масса, крафт-бумага и некоторые виды крафт-картона, а также мебель и ее части. В итоге, по оценкам структуры Рослесхоза «Рослесинфорг», под санкции попал экспорт на $6 млрд, исходя из данных 2021 года. Основу зарубежных поставок составляли пиломатериалы ($1,4 млрд) и фанера ($0,8 млрд).

Кроме того, в июле 2022 года заработали новые санкции ЕC, которые ввели запрет на поставки пеллет (топливных гранул), бумаги и другой оставшейся лесопромышленной продукции из России.

Подписывайтесь на наши группы в соцсетях:

ВКонтакте

Телеграм

Возможно, вам это будет интересно