Минпромторг в конце 2019 года выполнил поручение вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и предложил меры по повышению инвестиционного потенциала лесопромышленного комплекса Дальнего Востока. Ведомство, в частности, предложило снизить пошлину на вывоз круглого леса дальневосточных пород древесины в 2020 году с 13% до 6,5%.
Снижение ставки предлагается для предприятий, которые создали перерабатывающие мощности, а также для экспортеров продукции лесопереработки. Для сохранения единой государственной политики в отношении лесов и развития углубленной лесопереработки, также предложено сохранить ежегодный объем тарифной квоты на вывоз круглого леса дальневосточных пород древесины — ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской — в объеме 4 млн кубов и исключительно для предприятий, которые создали перерабатывающие мощности, а также осуществляют экспорт продукции лесопереработки. Также планируется вывести из-под экспортной квоты низкосортную балансовую древесину и установить на нее ставку 0%.
Поскольку перспективы развития лесного комплекса регулярно обсуждаются властями совместно с предпринимателями, ИА «Дейта» попросило прокомментировать ситуацию председателя Приморского регионального отделения «Деловой России», общественного уполномоченного по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития (ТОР) и иных особых экономических зон Алексея Тимченко.
— Алексей Павлович, как Вы полагаете, предлагаемые меры могут помочь развитию лесопереработки на уровне региона?
— Да, собственно основная цель данного проекта — переориентировать всех лесопользователей в сторону глубокой переработки древесины. Это абсолютно правильный шаг, поскольку он позволяет постепенно изменить формат использования леса в пользу массового получения продукта с высокой добавленной стоимостью. Давайте не будем забывать, что добыча и переработка леса — это одна из традиционных отраслей экономики большинства сибирских и дальневосточных регионов, но с 90-х годов основой работы в этой отрасли была добыча и продажа на экспорт сырья — преимущественно леса-«кругляка». Теперь же создаются условия для того, чтобы предприниматели, работающие в лесной отрасли, лес перерабатывали и прекращали в полуфабрикаты или готовую продукцию. Экспортировать сырье по льготной пошлине в 6,5% теперь смогут только те компании, которые лес перерабатывают, и это будет остаточный объем добытого леса. Те же предприниматели, кто не имеет перерабатывающих мощностей, смогут экспортировать добытый лес при пошлине в 13%, которая носит заградительный характер и делает такую торговлю невыгодной. Добытый же сверх квоты лес с нового года вообще облагается 60% пошлиной, а с 2021 года она будет 80%. Но для таких предпринимателей остается возможность торговать лесом на внутреннем рынке, поставляя сырье для нужд региональной экономики. То есть речь фактически идет о разделении отрасли на две подотрасли — лесодобычу и лесопереработку. Переработчики будут иметь возможность работать как на внутреннем рынке, так и на экспорт, в то время как те, кто лес только рубит, будут работать на внутреннем рынке и у них будет перспектива стремиться создавать мощности для переработки… Статистические показатели показывают, что расчетные лесосеки в среднем у нас на Дальнем Востоке осваиваются на 17%, в то время как в среднем по стране — на 30% и более. Это значит, что нужно повышать интенсивность работы с этими ресурсами, используя лес рачительно и направляя добытое сырье в переработку на нашей территории, создавая дополнительные рабочие места и повышая объем уплаченных налогов.
— Что важнее — экспорт или внутреннее потребление?
— Важно и то, и другое. Лесной комплекс — важный сегмент региональной экономики, и он имеет экспортный потенциал, а также без деревообработки невозможно строительство и многие другие виды хозяйственной деятельности. При этом на обоих рынках есть объективные проблемы — на внутреннем рынке практически не растет спрос на лесоматериалы, в то время как на рынках АТР нередко наши производители сталкиваются с протекционистской политикой, когда для нас создаются препятствия для ввоза такой продукции, особенно когда речь идет не о сырье, а о товарах с высокой добавленной стоимостью…
— Проблема работы с лесными ресурсами — достаточно сложная, и периодически эта тематика освещается в негативном ключе — криминальном, экологическом и так далее. Сохраняет ли в связи с этим лесной комплекс региона привлекательность для инвесторов, в том числе и из стран АТР?
— Конечно, проблемы тут есть. Ушедший год был печально знаменит рядом скандалов, связанных с использованием лесных ресурсов, в основном эта проблема характерна для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но нарушения в основном касаются собственно добычи леса, его рубок, в особенности в тех случаях, когда лес потом используется в качестве сырья, в том числе и при экспорте. Если же удастся перевести отрасль в преимущественно производственный сектор, когда до 100% будет идти в переработку на территории края, и будут производиться не просто товары средних переделов, то есть полуфабрикаты из дерева, такие как брус, доска, шпон, а продукция высоких переделов, то есть готовые товары — паркет, фанера, готовые деревянные конструкции и сборные дома, то и доля таких негативных фактов, тем более касающихся инвестиционной привлекатльности региона, будет заведомо меньше…
— Глубокая переработка леса — вопрос перспективный, но пока далеко не все лесопользователи на Дальнем Востоке занимаются этим. Насколько данной отрасли нужна поддержка?
— На сегодняшний день для отрасли нужна поддержка в форме стабильных заказов на внутреннем рынке и содействия в вопросах вывода на внешний рынок нашей продукции, в особенности это касается различных совместных проектов и инициатив. К примеру, в Приморье сегодня реально создать производство сборных деревянных домов «под ключ», это западная практика, это современное экологичное жилье для среднего класса, но для того чтобы был такой спрос нужно улучшение в сфере выделения земли под застройку, создания инфраструктуры в рамках программы «Дальневосточный гектар». Такие дома уже производятся в некоторых Сибирских регионах и на Северо-Западе страны, такая практика есть, и это хорошие заказы для тех компаний, которые занимаются глубокой переработкой леса. Плюс к тому, это так же как и малоэтажная застройка — современный тренд развитых стран, поэтому развитие у нас такого строительства очень важно, ведь это является показателем современного «уклада жизни» на территории… Сами «лесники» также сетуют на то, что у некоторых компаний изымают лесосеки из пользования, причины разные, но, по-видимому, тут нужен продуманный и единый как минимум в масштабах всего Дальневосточного федерального округа подход…
— Пока, к сожалению, Дальний Восток продолжает восприниматься как преимущественно сырьевой регион, в котором именно добыча природных ресурсов выглядит привычным и понятным бизнесом. Насколько, если говорить о лесном комплексе, тут можно «ломать стереотипы»?
— Ну, вот мы как раз об этом с Вами сейчас и говорим. Если мы создадим здесь полноценную отрасль производства экологичных деревянных домов, если будем делать паркет, мебель, эксклюзивную продукцию из древесины, и это сможем вывести на рынки АТР — это будет большим плюсом в пользу позиционирования всего региона. С точки зрения экономики официальная статистика Росстата по нашему региону показывает, что в последние два года объем лесозаготовок и количество работающих в отрасли несколько снизились, в то время как рентабельность увеличилась. Предварительные оценки за прошлый год показали рост добычи необработанного леса в крае на 2% — это немного, но в целом все это является показателем перспективности данной отрасли. По стране же лесной комплекс показал почти 10% рост переработки леса, при этом такие инновационные продукты как топливные гранулы и брикеты, а также готовые дома дали рост в «вилке» от 20% до 50%. Это тот ориентир, к которому надо стремиться и здесь, на Дальнем Востоке. Такие проекты как льготная ипотека для дальневосточников и необходимость увеличения строительства жилья также должны повысить спрос на продукцию лесного комплекса, прежде всего готовые лесоматериалы. Поэтому лесной комплекс региона необходимо развивать, причем ориентируясь как на экспорт, так и на внутренний рынок…