Telegram Proderevo chanel
Реклама

Лес будут продавать на бирже

Источник: Парламентская газета
Николай Николаев

Интервью: Николай Николаев

Глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Продажа древесины для государственных нужд через биржу позволяет заработать и лесной отрасли, и государству. Но такой механизм сейчас используется только в девяти регионах. В Госдуме предлагают распространить эту систему на всю Россию — соответствующий законопроект разработан и в ближайшее время будет внесён на рассмотрение палаты. В чём преимущество такого механизма и как обстоит ситуация с охраной лесов, в интервью «Парламентской газете» рассказал глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, что подтолкнуло законодателей к работе над поправками о введении механизма обязательных торгов древесиной через биржу?

- В ряде регионов проводятся эксперименты по продаже древесины, которая заготавливается для государственных нужд, через биржу. Цена на такую древесину возрастает в два-три раза, и полученные деньги идут и в лесхозы, и в отрасль. Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа заключила соглашения с территориями, и самые хорошие результаты дают те регионы, руководство которых приняло решение, что вся древесина, которая заготавливается государственными учреждениями, продаётся через биржевые торги. Это, например, Удмуртия, Красноярский край.

Этот опыт надо распространять на всю страну. Мы сейчас обсуждаем с Минприроды вопрос о том, чтобы ввести такой механизм. Соответствующий законопроект об обязательной биржевой торговле древесиной, заготовленной государственными учреждениями, уже разработан и проходит предварительное обсуждение. Он может быть внесён в Госдуму в ближайшее время.

- Обсуждается ли перевод экспортных операций с лесом на биржу?

- Те экспортные операции, которые сейчас проводятся, очень часто не эффективны для государства. Цена на древесину, которая экспортируется, увеличивается в разы после пересечения границы. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин уже предлагал ввести механизмы, которые могли бы позволить частично перевести на площадку биржи экспортные операции. Министр высказывал идею создать биржу, которая бы занималась экспортом леса в Китай.

Тогда это был бы абсолютно понятный процесс. Все операции по реализации древесины надо делать максимально прозрачными, чтобы сделать понятным ценообразование и повысить эффективность всей лесной отрасли прежде всего для государства.

- На прошлой неделе Госдума приняла проект бюджета на 2020-2022 годы в первом чтении. Какие средства направили на охрану леса и профилактические меры против пожаров?

- Любая нехватка средств отражается на незаконных рубках и пожарах. В этом году ситуация была катастрофической. Дымом от сибирских лесных пожаров дышали от Аляски до Татарстана, а площадь от возгораний была рекордной — более семи миллионов гектаров. Мы ожидали, что такая ситуация должна отразиться на бюджете. В этом году из Резервного фонда Правительства пришлось направлять дополнительно более шести миллиардов рублей на тушение пожаров. Но при разработке бюджета это не учли.

Зачем такие колоссальные деньги тратить на борьбу с уже разгоревшимися пожарами? Вместо этого можно заранее вложить эти средства на противопожарные мероприятия, чтобы увеличить группировки сил, которые осуществляют патрулирование лесов, и тушить возгорания на стадии появления.

К сожалению, мы увидели крайне слабую реакцию на события этого лета. На ближайшую трёхлетку выделили дополнительно всего четыре миллиарда рублей на развитие лесного хозяйства. Этого недостаточно.

- Почему на лесное хозяйство идёт так мало бюджетных денег, несмотря на то, что ежегодно горят огромные площади лесов?

- Полномочия по охране лесов, переданные регионам, финансируются из бюджета в объёме от 30 до 45 процентов. В такой ситуации не приходится ожидать каких-то прорывов в борьбе с пожарами и нелегальными вырубками. На это накладывается ещё один очень серьёзный фактор. Вопрос не только в том, сколько денег вообще выделяется, а как распределяются эти средства.

В рамках Национального лесного форума, который уже два года проходит под эгидой Государственной Думы, очень много общаемся с представителями регионов. И у нас нет ответов на многие вопросы, которые нам задают. Например, почему те регионы, где много пожаров, часто получают меньше денег, чем те, в которых почти нет леса.

- Как рассчитывают эти субвенции?

- Здесь много вопросов. Сумма, необходимая на противопожарные мероприятия, формируется исходя из затрат, которые осуществлялись регионом на тушение пожаров в течение последних пяти лет. Но в эту сумму не включаются средства, которые выделялись дополнительно. То есть по факту те самые шесть миллиардов рублей, направленных в этом году в экстренном порядке на тушение пожаров, никак не учтены при расчёте финансирования на следующие годы.

Расходы на противопожарные мероприятия рассчитываются на один гектар леса, и в разных регионах они могут различаться до 270 раз. Мы задались вопросом, почему так происходит. Есть методика Рослесхоза, и эта формула содержит очень много неизвестных. В неё включаются региональные коэффициенты, происхождение которых непонятно. Почему у разных регионов разные коэффициенты, нигде не написано. На это год от года обращает внимание и Счётная палата.

Республика Саха (Якутия) каждый год горит, площадь защитных лесов там 127 миллионов гектаров. Расходы на осуществление мер противопожарной безопасности на один гектар составляют один рубль 87 копеек. В Астраханской области площадь эксплуатационных и защитных и лесов — 0,19 миллиона гектаров. А указанные расходы — 93 рубля 70 копеек на гектар. Сумма всех трансфертов на все лесные полномочия в Якутии — семь рублей 52 копейки на гектар, в Красноярском крае — девять рублей 60 копеек, в Астраханская области — 500 рублей 40 копеек, в Башкортостане — 95 рублей.

- Вы будете настаивать на увеличении бюджетного финансирования лесного сектора?

- Прежде всего нужно менять подходы к расчёту субвенций. Если мы сделаем этот подход более прозрачным и понятным, то эффективность расходования средств увеличится, и в бюджет будут закладываться другие цифры, более адекватные и понятные. Сейчас направили предложения по изменению методики Рослесхоза в Правительство, в бюджетный комитет Госдумы и в Трёхстороннюю комиссию по бюджету. Надеюсь, что эта формула будет пересмотрена.

- На завершающем этапе Лесного форума в Москве снова говорили о нехватке лесников. Что делать?

- Несмотря на то, что формально увеличивается количество рабочих мест для лесных инспекторов, мы видим, что эти рабочие места не заполняются, люди не идут туда. У лесника зарплата 18-20 тысяч рублей, при этом в это же лесничество не могут устроиться на работу члены его семьи. У нас не хватает тысячи лесников, это колоссальный дефицит.

- Планируют ли повышать зарплату лесным инспекторам?

- Необходимо увеличивать финансирование лесного хозяйства в целом. Эти деньги идут в том числе на заработные платы лесникам. Нужно также дать лесхозам возможность зарабатывать, вести хозяйственную деятельность. До принятия Лесного кодекса они имели такое право. Сейчас такого механизма нет, и требуется изменение законодательства. Это даст прибыль и им, и государству.

Возможно, вам это будет интересно