Реклама

Хакасии на заметку: лесной промысел по законам тайги

Источник: 19RUS

Китаю — доллары, России — щепки. В ближайшее время планируется введение заградительной экспортной пошлины на вывоз необработанной древесины, сообщила пресс-служба правительства. Такое поручение профильным ведомствам дал вице-премьер Алексей Гордеев. Федеральная таможенная служба предлагает выровнять пошлины в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 4403 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС. То есть сделать одинаково высокими для круглого леса и грубо обработанной древесины.

Сегодня за рубежом большой спрос на нашу дешевую древесину. За восемь месяцев этого года Россия экспортировала более 28,2 миллиона тонн лесоматериалов. В основном – в КНР. В северной части Китая на привозном российском лесе создана целая лесоперерабатывающая промышленность.

Получая дешевое сырье, китайцы перерабатывают его в конечный продукт – например, в высококачественную мебель и продают в страны Запада. Получают за это доллары, пополняя валютный резерв. Часть средств китайцы вкладывают в развитие собственной целлюлозно-бумажной промышленности – по два миллиарда долларов в год. Еще миллиард – в лесное хозяйство. Собственный лес в Китае берегут. Вырубка его строго ограничена.

Китай стоит на пятом месте по лесным запасам после США, Канады, Бразилии и России. Наша страна пока держится на первом, но ее лесные ресурсы неуклонно уменьшаются. В Китае наоборот увеличиваются. В начале 2000-х в России насчитывалось 851,4 млн га леса. Сейчас меньше, порядка 810 млн га. Цифра наверняка неточная, после лесных пожаров и незаконных вырубок подсчитать убытки весьма сложно. В тех же 2000-х Китай имел в активе 163,5 млн га «зеленого золота». Сейчас порядка 200 млн гектаров. Нехитрая арифметика показывает, что за десяток лет запасы леса у соседа увеличились на 36,5 млн. га. У нас уменьшились на 41,4 млн. га. Опять же если верить официальной статистике.

По свидетельству официального российского издания, в Китае действует масштабное преступное сообщество, обогащающееся на незаконных поставках леса из России.

В начале 2000-х заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская предупреждала: «Если Россия в ближайшее время не выстроит стратегию развития лесной отрасли, эту стратегию ей выстроит Китай»

По данным экспертов значительная доля лесного бизнеса в нашей стране незаконна. Нелегальная вырубка осуществляется по классической схеме. В лесных массивах браконьеры отпиливают самые дорогие части ствола, порядка 5-6 метров. Затем древесину складывают в грузовики. На трассе заключаются сделки с так называемыми заинтересованными лицами. Водители машин имеют на руках либо липовые документы, либо разрешения на вырубку больного леса, в целях так называемой санитарной рубки. Но везут первосортный кругляк. Потом по тем же поддельным документам лес перепродается китайцам, которые загружают его в вагоны. Часть фирм-экспортеров создана с участием китайского капитала.

Отдельный вопрос – пожары в лесах Сибири и Дальнего Востока. Специалисты настаивают на большой вероятности коммерческого поджога. Обгоревшую снаружи древесину вывозят за рубеж под видом некондиции, ее таможенная стоимость, естественно, меньше. Есть и другое мнение: таким способом черные лесорубы заметают следы. Примечательно, что в самый разгар лесных пожаров в прессе появилась явно заказная статья. В ней утверждалось о бессмысленности тушения леса. Горит – и что такого? Сам погаснет.

Автор статьи навязывал точку зрения, что затраты на ликвидацию очагов возгорания значительно выше стоимости лесных массивов. А способ тушения с воздуха не просто бессмыслен, но и вреден. Якобы тонны воды, сбрасываемые с самолета, ломают стволы. А удар водной массы еще и способствует распространению огня, поскольку искры, горящие ветки разлетаются в стороны…

Тем не менее, тушить с воздуха все же начали. Предложил свою помощь Трамп. Из центра на местные власти посыпались окрики…

Местные чиновники в суматохе подзабыли, что лес причислен к стратегически важным ресурсам страны. В России произрастают ценные породы: дуб монгольский, ясень маньчжурский, ель аянская, пихта белокорая, кедр, ангарская сосна, карельская береза и другие. Наш лес продается не только в Китай, но и в Японию, Германию, Иран, Азербайджан, Грузию, Узбекистан, Финляндию, другие страны.

Кстати, у финнов каждый ствол на учете. Данные занесены в автоматизированную электронную базу. Там все очень строго.

Сегодня много разговоров о необходимости сдачи лесных участков в аренду сроком на 50 лет. Дескать, арендаторы будут следить за порядком и заниматься воспроизводством. Все знают, что есть понятие субаренда. Один уступил права другому. Другой переуступил третьему, а там и концов не найти. К слову, Федеральное агентство лесного хозяйства выявило порядка двух тысяч нарушений. Это только у крупнейших лесозаготовителей. Значительное количество нарушений зафиксировано при заключении договоров аренды и связано с проектами освоения делянок.

Сейчас на границе вывоз лесоматериалов еще хоть как то контролируется. Сколько растворилось на бескрайних просторах России, никому неизвестно. Такую древесину обрабатывают на мелких лесопилках и затем продают. Опять же за границу.

Проблема есть и здесь. Дело в том, что таможенные пошлины на обработанную древесину значительно ниже, чем на кругляк. В частности, этой ситуацией обеспокоена Бурятская таможня. По словам ее представителей, средняя цена обработанных пиломатериалов, заявляемая декларантами при экспорте, составляет 65 долларов за кубический метр, что ниже, чем на внутреннем рынке. В Китае она становится выше почти на порядок – около 500 долларов США.

«Такой перекос в экономике сегодня ничем не оправдан. Здесь явно прослеживается теневой сектор», – констатируют таможенники.

Кстати, ФТС – наиболее продвинутая в лесной тематике федеральная структура. В 2005 году на базе Иркутской таможни был начат эксперимент по учету каждого бревна, предназначенного на экспорт. В местах заготовки леса на ствол крепилась специальная бирка со штрих-кодом. С нее можно было считать всю информацию: номер делянки, наименование заготовителя, породу древесины, сортность, длину, диаметр и вес. Абсолютная прозрачность во всем. Нововведение таможенников кому-то пришлось не по душе. Эксперимент тихо свернули.

Но сейчас к этому вопросу возвращаются вновь. Таможенники предлагают ввести дополнительные меры и усилить контроль над перемещением древесины. Лесовозы могут быть оснащены системой спутниковой навигации GPS, которая позволит отследить маршруты движения. Специалисты также видят решение в восстановлении лесхозов. Следить за лесом и высаживать новый станут государевы люди. Переросшая древесина под контролем поступит на лесные биржи. Для продажи и глубокой переработки в России. Вывоз кругляка предлагается прекратить.

В США, например, вообще запрещено продавать федеральный лес в необработанном виде. Так сможет заработать прозрачная схема, черные лесорубы опадут вместе с осенней листвой.Существует и другая проблема. Как известно, в лесах обитают звери и птицы. Зеленые массивы бездушно вырубаются, подвергаются пожарам. Гибнут лесные обитатели. Пытаясь спастись, живность мигрирует в другие области, выходит к людям. А там ее ждут с ружьями.

По мнению общественников, следует полностью запретить и охоту.

Лес – естественная среда обитания зверей. Кто поможет медведю, амурскому тигру, дальневосточному леопарду, рыси, сохатому? Какая судьба ожидает сокола-балобана, кречета, тетерева или глухаря? Для справки: амурских тигров насчитывается всего-то 450. В Приморском крае осталось лишь около 30 особей дальневосточного леопарда. В лесу нещадно истребляются маралы, тигры и медведи, вывозятся панты, части лап и желчь. Восточная медицина требует новых жертв.

Из-за вырубки лесов мелеет Байкал. В него впадают 336 малых речушек, берущих начало в водозаборах тайги. Они превращаются в ручейки, пересыхают. Рушится экосистема.

Помнится призыв советских времен: «Берегите лес, это наше богатство». В чьих руках это богатство теперь? Отдано на откуп бездушным арендаторам. Если не остановить уничтожение нашей природы, наступит ли однажды утро в сосновом бору?

Возможно, вам это будет интересно