Реклама

Дисбаланс производства мебели и ДСП возможно будет преодолен летом

Источник: ПроДерево

Прошлый, 2020 год, был супердинамичным для производителей мебели. Если в апреле все гадали, какой процент мебельщиков доживет до нового года, то к концу мая стало понятно, что самоизоляция заканчивается и скоро откроют торговые точки. Поэтому перед мебельной отраслью стояла задача максимально полно воспользоваться мерами господдержки, предоставленными для производителей.

Такое мнение высказал Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности. На конференции WoodIndex, организованной изданием ПроДерево, он отметил, что уже к середине лета большинство мебельщиков забыло о том, что была пандемия, потому что отложенный спрос обрушился на производителей. Всплеск отложенного спроса пришелся именно на конец августа-сентября, когда сезонность и так традиционно высокая. В этот момент значение превышения спроса, по сравнению с 2019 годом, составляло 46% и сохранялась на уровне 30% вплоть до декабря месяца.

Это позволило многим мебельщикам поправить тяжелую ситуацию на предприятии. При этом, общий объем производства мебели в денежном выражении едва превысил уровень 2019 года. Можно говорить о недополученной прибыли порядка 20%, то есть рост в стоимостном выражении был гораздо ниже, чем в натуральном. Это наглядное свидетельство того, что увеличился спрос именно на дешевую мебель. То есть, покупать мебели стали больше, но выбирали наиболее дешевые предложения.

Другая динамика прослеживается у производителей ДСП. Прошлый год начался с положительной динамики. Уже к февралю объемы производства превышали объемы 2019 года. Но в этот период произошла остановка завода "Русского ламината". Естественно, когда с рынка уходит одномоментно 5-6% от объемов производства, то это не может остаться незамеченным. Со второй половины марта плитные предприятия практически перестали получать заказы.

Напомним, что февраль-март, в меньшей степени апрель, являются традиционно низким сезоном для мебельщиков и в этот момент объемы производства мебели уменьшаются. Соответственно уменьшаются объемы заказов плиты ДСП. Наслоение этих факторов привело к тому, что падение производства ДСП превысило все мыслимые пределы.

За апрель, май и июнь сокращение производства составило практически треть. В июне ситуация начала выравниваться, и уже во второй половине июня заказы были ажиотажны. Производители ДСП не знали, как долго продлится такой ажиотажный спрос. Как мы теперь знаем, он был до конца года. В стоимостном выражении картина примерно такая же.

Покрыть уход с рынка "Русского ламината" и трехмесячное проседание по объемам производства по сравнению с предыдущими годами дело весьма серьезное. Таких провалов, как в 2020 год, в низкий сезон, не случалось никогда прежде. Именно отсутствие товарных запасов на складах у производителей ДСП, а также отсутствие сырьевого запаса у производителей мебели самым негативным образом сыграло уже осенью. На рынке плиты катастрофически не хватало. Несмотря на увеличение объемов производства практически всех оставшихся игроков рынка, нивелировать повышенный спрос на плиту производители не смогли.

Падение было настолько заметным, что дефицит плиты сохраняется до сих пор, несмотря на то, что уже с конца декабря мебельные предприятия сокращали заказы на поставку ДСП. Январь и февраль эту тенденцию сохранили и в таком состоянии мы выходим опять к марту - самому низкому месяцу в объемах производства мебели.

Есть надежда, что к лету ситуация выровняется. Особенно учитывая то, что предприятия, производящие ДСП, не собираются этой весной делать перерывы в производстве на традиционный профилактический ремонт.

Очень больным вопросом, кроме отсутствия ДСП на рынке, были цены на ДСП. Рост цен составил практически 40%. Все это спровоцировало серьезное внимание Правительства к ситуации на рынке. Сейчас на сайте Regulation.gov.ru размешен проект документа о внесении древесных плит в перечень важных для российской экономики товаров, в отношении которых могут быть предусмотрены ограничительные меры по экспорту.

По мнению Ассоциации это поможет временно насытить рынок. Но не будем забывать, что традиционно, Россия производит плиты на 20% больше, чем внутренний рынок потребляет. Становится актуальным вопрос - куда девать излишки? Заставлять производства сокращать объемы выпуска не очень разумно.

Возможно, вам это будет интересно