Реклама

Десятки компаний в Ленобласти могут разориться из-за теплой зимы

Источник: РБК Екатерина Фомичева

Теплая зима грозит лесопромышленному комплексу Ленобласти снижением объемов заготовки и переработки древесины примерно на 30%. Это может привести к уходу с рынка части игроков и росту цен на продукцию лесопрома в пределах 15-20%, говорят опрошенные РБК Петербург эксперты.

«Традиционно на начало года — январь-март — приходится около 50-60% от общего годового объема заготовки древесины. Именно зимой земля в лесу промерзает, и компании могут заготавливать, а затем вывозить древесину с делянок, к которым не проложены дороги», — поясняет глава Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов. Теплая зима 2019-2020 гг. сорвала эти поставки, обострив проблему бездорожья. Надежды на то, что компании смогут значительно нарастить объемы заготовки в феврале-марте, практически нет, добавляет он.

Нулевая рентабельность

Всего в секторе заготовки древесины в Ленобласти работают около 200 компаний. Их оборот составляет, по данным регионального правительства, 30 млрд руб. в год. Если всего в регионе заготавливается около 6,5 млн куб. м древесины в год, в этом году эти объемы могут снизиться из-за теплой зимы на 30-40%, прогнозирует Юрий Орлов. Примерно с таким же сокращением объемов заготовки в этом году столкнутся и все другие области Северо-Запада, полагает глава «Национального лесного агентства развития и инвестиций» Виталий Липский. По его оценке, оборот всего ЛПК и Северо-Запада, и Ленобласти может сократиться в пределах 20%.

Участники рынка подтверждают, что у них резко снизились объемы заготовки. «У нас сохраняются достаточно большие расходы на зарплаты, содержание техники, а вырубать и продавать древесину мы не можем. При этом сегмент заготовки работает практически с нулевой рентабельностью», — сетует генеральный директор ЗАО «Петровлес» Виктор Гусев. Поэтому, по его прогнозам, далеко не все лесозаготовители доживут до лета. «В этом году можно ожидать череду банкротств в нашем секторе», — прогнозирует он. В первую очередь банкротство грозит небольшим лесозаготовителям, которые не входят в крупные лесопромышленные комплексы; это не менее 60% от общего числа предприятий сектора, оценивают участники рынка.

Переработка без запаса

Что касается перерабатывающих производств, то многие из них также могут остановиться. «Крупным лесопильным комплексам, таким, как наш, нужно иметь определенный запас древесины на складе для сохранения рентабельного производства и эффективного планирования деятельности. Для нас запас на складе должен быть не менее 10 тыс. куб. м. В середине января сложилась ситуация, когда наше лесопильное производство было на грани остановки из-за малых объемов на складе», — говорит Вячеслав Канатов, генеральный директор ООО «Местя Свирь». «Сейчас поставки продукции возобновились. Мы стремимся к апрелю увеличить запасы до 80-100 тыс. куб. м, но, скорее всего, сможем достичь цифры лишь в 50-60 тыс. куб. м.», — добавляет он.

«Иметь хороший запас сырья критически важно для крупных предприятий. У нас высокая производительность и большие постоянные затраты (электроэнергия, тепло, зарплата и т.д.), поэтому значительное снижение запасов древесины приводит к серьезным финансовым потерям. В то время как небольшие предприятия могут без большого ущерба снижать или останавливать производство», — поясняет Вячеслав Канатов.

По оценке главы ГК «УЛК» Владимира Буторина, уменьшение объемов переработки древесины окажется, скорее всего, пропорциональным сокращению объемов заготовки (около 30%). Соответственно, у лесопромышленников СЗФО обострится конкуренция за сырье, в которой очевидно будут проигрывать небольшие производители, поскольку у них меньше средств и нет доступа к дешевым кредитам.

В ожидании роста цен

В условиях дефицита сырья цены на него вырастут. «Сейчас в среднем 1 куб. м хвойного пиловочника стоит в СЗФО от 4 до 5 тыс. руб, 1 куб. м фанерного кряжа — примерно столько же. Рост цен можно прогнозировать на уровне 15-20% по этому году», — говорит Виталий Липский. Это приведет к увеличению себестоимости продукции лесопиления и снижению рентабельности переработчиков, прогнозирует собеседник РБК Петербург. Он поясняет, что основной покупатель продукции лесопрома Ленобласти и Северо-Запада — международные рынки (Европа, Китай), на которых повысить цены на конечную продукцию не получится.

Участники рынка отмечают, что в ближайшие несколько лет ситуация в лесопроме вряд ли улучшится, поскольку пока нет предпосылок для возвращения холодных зим. В таком случае компаниям придется переходить на заготовку леса летом, а значит, инвестировать в строительство лесных дорог. Это могут позволить только крупные холдинги, значит, только они и останутся на рынке, заключает Виталий Липский.

Возможно, вам это будет интересно