Реклама

Что мешает развернуться лесному комплексу Иркутской области в полную силу?

Источник: Газета «Областная»

Ответы на этот вопрос искали участники депутатских слушаний, прошедших в стенах Законодательного Собрания.

Лес – наше богатство, но умеем ли мы им пользоваться

По словам председателя ЗС Сергея Сокола, в лесной отрасли множество нерешенных проблем, которые повторяются из года в год. Это и значительный ущерб от лесных пожаров, и разгул браконьерства, и низкие темпы лесовосстановительных работ…

– Пока мы не наведем порядок в лесу, говорить о лесных ресурсах как о механизме социально-экономического роста нашего региона будет непросто. Если дело в несовершенстве законов, мы готовы выходить с законодательными инициативами, – отметил он.

По информации областного министра лесного комплекса Сергея Шеверды, объем заготовок леса в прошлом году составил более 35 млн кубометров. В лесном комплексе занято почти 34 тыс. человек, а налоговые доходы от него, поступившие в областную казну, возросли с 3 млрд рублей в 2015 году до 10,3 млрд рублей в прошедшем.

По объему незаконно заготовленной древесины Иркутская область по-прежнему остается на первом месте. В минувшем году этот показатель составил почти 570 тыс. кубометров. Но по сравнению с 2016 годом – пиком браконьерства – снижение произошло на 48%. Основная заслуга в этом – правоохранительных органов и внедрению пилотного проекта по маркировке древесины.

Одну из причин слабой охраны лесных богатств Сергей Шеверда видит в недостаточном количестве лесных инспекторов. На одного человека по нынешним нормативам приходится 110 тыс. гектаров лесных насаждений, это примерно площадь Аларского района. В течение года они должны обследовать 50 тыс. лесосек, проверив их на соблюдение правил заготовок и лесовосстановление.

В 2018 году было составлено и возбуждено 6,5 тыс. административных дел за нарушение лесного законодательства и назначено 92 млн штрафов, из которых взыскано 63 млн рублей. Подвергалась проверке и деятельность пунктов приема и отгрузки древесины. Заведено 19 уголовных дел по незаконному хранению древесины.

Ущерб от лесных пожаров в 2018 году составил более 1 млрд рублей, что несравненно меньше самого горючего за последнее время 2016 года, когда потери достигли 9 млрд рублей. Высоки и потери от сибирского шелкопряда. Борьба с ним проводится каждый год. Обработано 26 тыс. гектаров кедрачей в Черемховском, Заларинском и Усольском районах.

С более критичной оценкой ситуации в лесной сфере выступил Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков. По его словам, сегодня лесоустроительные работы проведены всего лишь на 10% лесных площадей. Никто не может сказать, какая приживаемость новых посадок, сколько в действительности восстановлено леса.

Как показывает статистика, за последние три года объем санитарных рубок вырос в три раза.

– От этого показателя мало радости, – резюмировал Сергей Зенков. – В реальности, и тому есть подтверждения, идет зачастую коммерческая заготовка деловой древесины под прикрытием оздоровительных мероприятий. После таких рубок вместо здоровой на делянах остается больная древесина.

Затронул он и вопрос утилизации отходов лесопиления.

– В Усть-Илимске все завалено отходами: обзол, щепа, опилки. Владельцы лесопилок на дядю Ваню оформляют земельный участок и свозят туда весь древесный мусор. За 10 лет скопилось 350 тыс. кубометров отходов, которые достигают высоты многоэтажного дома.

По мнению председателя комитета по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Ларисы Егоровой, коль большинство незаконных рубок древесины ведется на арендованных лесных участках, есть смысл расторгать договоры с недобросовестными арендаторами.

Сергей Шеверда подтвердил, что действующим законодательством предусмотрена возможность расторжения таких договоров, но только в судебном порядке. А судопроизводство длится не менее двух лет. За последние три года было расторгнуто всего лишь 63 договора из более чем трех тысяч заключенных.

Как рассказал мэр Усть-Илимского района Яков Макаров, лесовосстановительные работы должным образом проводят только крупные арендаторы, а мелкие практически этим не занимаются. Он предложил рассмотреть возможность передачи этих обязанностей на уровень лесхозов. Хотя Лесной кодекс переложил на плечи арендаторов защиту лесов от пожаров, большинство из них не располагает противопожарной техникой и оборудованием, а главное – лицензиями на тушение пожаров. Необходимо добиться, по мнению мэра, чтобы они, получив лицензии, готовили своих людей к борьбе с пожарами.

По мнению вице-спикера ЗС Ольги Носенко, в области уделяется слабое внимание глубокой переработке древесины.

– В первую очередь страдают от этого лесные поселки, где людям нечем заняться. Надо помнить, что 20 лет назад региональный бюджет почти на треть формировался от поступлений доходов от лесной отрасли. А сейчас мы везем круглый лес в Китай, где он перерабатывается, не принося нам налога на добавленную стоимость.

Подводя итог обсуждения, вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров подчеркнул, что вопросы развития лесной отрасли и бережного отношения к природным богатствам всегда были на контроле Законодательного Собрания. Благодаря инициативе депутатов законодательным путем удалось отрегулировать деятельность пунктов отгрузки и приемки древесины, ввести идентификационные карты, усовершенствовать закон о заготовке древесины для собственных нужд людей.

– Но сейчас нам продолжают поступать обращения от граждан и органов местного самоуправления, а значит, необходимо продолжать работу в этом направлении. Все предложения, озвученные сегодня, будут подробно изучены и отработаны.

Примечание «ПроДерево»

Ранее сообщалось, что Иркутская область стала в 2018 году российским лидером по объёму заготовки древесины.

Возможно, вам это будет интересно