В 2020 году пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения серьезно затронули мебельную индустрию. С началом самоизоляции и закрытием границ произошло резкое падение спроса. Активное развитие онлайн- и дистанционных продаж позволили «Ангстрем» закончить год с ростом оборота в 2,5 раза. Евгений Щербаков, руководитель службы закупок мебельного холдинга, рассказал, что сейчас происходит с рынком, почему растут цены, а клиентам приходится ждать своих заказов 2–3 месяца.
По мере смягчения ограничительных мер отложенный спрос спровоцировал бум продаж в мебельных салонах. «Это не могло не отразиться на изменении спроса на материалы и комплектующие для производства мебели, — говорит Евгений Щербаков. — С июля 2020 года начались сложности с закупками материалов и комплектующих (МиК). С закрытием границ основных стран-поставщиков (Китая, Италии, Германии) для российского рынка появилась реальная угроза дефицита МиК. У компании „Ангстрем“ сложились действительно партнерские отношения с поставщиками, поэтому мы смогли согласовать закупки больших (квартальных и более) объемов МиК, таким образом обеспечив потребности производства».
По словам эксперта, в сложившейся ситуации цена на материалы и комплектующие для мебельных компаний отошла на второй план: важно снабдить предприятия сырьем (плитными материалами, фурнитурой и др.).
«Дефицит на материалы и комплектующие будет ощущаться вплоть до марта, а по оценке некоторых игроков рынка, и до июля 2021 г., — считает руководитель службы закупок „Ангстрем“. — В этом случае традиционный рост объемов продаж, который всегда начинался примерно с августа и продолжался всю осень, вероятнее всего, сдвинется, и основной спрос пройдет в первой половине года. Даже в случае резкой остановки продаж готовой продукции, производственные компании продолжат изготавливать мебель, чтобы отгрузить заказы ожидающим доставку клиентам. Сейчас в среднем люди ждут по 2–3 месяца с момента оформления заказа, и это связано именно с дефицитом плитных материалов. Так что предложение поставщиков сырья будет востребовано.
По законам рынка, дефицит продукции почти всегда провоцирует рост цен. Повышается стоимость дефицитного сырья, следовательно, многие мебельные предприятия будут повышать цены на мебель. Кроме того, рост цен на плитные материалы косвенно зависит от курса валют, потому что клей — это валютное сырье, декоративная бумага тоже покупается за валюту. Одновременно рост курса валют влечет за собой подорожание комплектующих — все они, в основном, китайского, итальянского и немецкого производства, а в России продаются с привязкой к курсу основных валют (евро и доллара)».
В сложившейся ситуации компании, сумевшие наладить отношения с поставщиками или закупить комплектующие впрок, находятся в более выигрышном положении.