По оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России, в 2022 году объемы выпуска древесных плит сократились на 12%, фанеры — на 29%. Причина такого спада в сокращении внутреннего спроса на плитную продукцию и резком падении экспорта. Отрасли в 2023 году необходима господдержка, в противном случае негативные тренды будут лишь усиливаться, уверены в АМДПР.
По предварительным данным, объемы производства древесно-стружечных плит и OSB в России в 2022 году сократились по сравнению с 2021 годом на 10,5%, до 10,3 млн м3, древесноволокнистых плит и МДФ — на 12,1%, до 649 млн м2. Резкий спад выпуска плитной продукции начался в конце апреля 2022 года, когда закрытие основных экспортных направлений совпало с падением спроса на древесные плиты на внутреннем рынке. Из-за этого уже в мае производители плит впервые за 2 года были вынуждены снизить цены на продукцию как для российского, так и для внешнего рынков.
«Почти двухгодичный, начавшийся в середине 2020 года, период роста цен производителей на ДСП закончился, с мая 2022 года в этом сегменте наблюдается снижение. Максимальным значением стали апрельские показатели, когда кубометр ДСП продавался за 18,9 тыс. рублей. Уже в июне за куб ДСП просили 16,3 тыс. рублей, что примерно соответствует показателю 2021 года. Во втором полугодии нисходящий тренд усилился. Та же ситуация сложилась и с экспортными ценами на ДСП. Производители ДВП продержались дольше: они начали снижать цены лишь в сентябре 2022 года», — отмечает генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.
В самом тяжелом положении в 2022 году оказались производители фанеры. В этом сегменте в 2022 году зафиксировано рекордное падение и объемов выпуска продукции, и экспорта, и цен, подчеркивает Тимур Иртуганов. По оперативным данным АМДПР, производство фанеры в 2022 году в России упало на 28,8%, до 3,24 млн м3, в отдельные периоды снижение превышало 40%. «В ноябре 2022 года российские фанерные комбинаты достигли десятилетнего минимума по объемам выпуска и вернулись на показатели 2010 года», — отметил руководитель АМДПР. Он также указал на то, что именно этот сегмент деревопереработки продемонстрировал самое резкое снижение цен. Этот тренд появился в конце апреля, а уже в июле отпускная стоимость кубометра фанеры упала на 71%, до 39,6 тыс. рублей, и с тех пор выше не поднималась.
Самое сильное влияние на деревоперерабатывающую промышленность в 2022 году оказало закрытие экспорта. «Больше всего от этого пострадали производители фанеры, которые в предыдущие годы продавали за рубеж почти 70% всей выпущенной продукции, теперь экспорт упал в два раза. Основными рынками сбыта для российских предприятий являлись ставшие в прошлом году «недружественными» США и страны Западной Европы. Быстро переориентировать на внутренний рынок или на Восток такие объемы не получилось во многом из-за сложностей с логистикой и грузоперевозками. Перспективные для фанерщиков рынки Турции и Индии до сих пор фактически закрыты заградительными ввозными пошлинами: в первом случае она составляет 27% (до осени 2022 года, после чего пошлина была повышена еще больше), во втором — около 30%», — объясняет Тимур Иртуганов. Он уверен, что помочь производителям фанеры в освоении новых перспективных рынков в сложившейся ситуации может только государство.
В целом российские деревоперерабатывающие предприятия в 2022 году оказались в очень сложном положении, констатируют в АМДПР. Отрасль столкнулась одновременно сразу с несколькими проблемами. Самые значимые из них — несовершенство портовой и железнодорожной инфраструктуры, транспортно-дорожной сети и законодательства в области автомобильных грузоперевозок, что серьезно затрудняет логистику;
«В марте 2022 года государство заморозило ставки аренды лесных участков на уровне декабря 2021 года. Тогда это казалось хорошей поддержкой, в краткосрочной перспективе. Но уже к концу года стало очевидно, что этой меры недостаточно. Кроме того, отдельные структуры, например, территориальные подразделения Россельхознадзора, «на ровном месте» стали придумывать дополнительные обременения для бизнеса, к примеру, пересматривая уже много лет существовавшие границы фитосанитарных зон. Как следствие, произошел рост цен на лесозаготовку. Прекращение еще в 2021 году адресных мер поддержки предприятий-экспортеров больно ударило по тем, кто в 2022 году вынужденно искал новые направления экспорта», — перечисляет Тимур Иртуганов.
«В тот момент, когда российские производители плит и фанеры больше всего нуждаются в деньгах, их лишают компенсаций за экспорт, поднимают, причем выше, чем изначально планировалось, цены на аренду делянок. Банки, вместо того чтобы помогать отрасли, со второго полугодия 2022 года стали оценивать компании из ЛПК как рискованные активы и затягивать принятие решений по выдаче им кредитов и займов», — подчеркивает Тимур Иртуганов. По его прогнозам, исходя из текущих реалий, в 2023 году производители плитной продукции и фанеры продолжат снижать объемы выпуска. Ожидаемое падение в 2023 году в сегменте ДСП может составить 8% от уровня 2022 года, в сегментах ДВП и фанеры — 14%, что автоматически отбросит отрасль на 15 лет назад, к показателям 2006–2007 годов.
В АМДПР уверены, что в ближайшие 2 года российская деревопереработка сможет выжить и сохранить шансы на дальнейшее развитие только при помощи государства. Ассоциация разработала комплекс мер государственной поддержки и намерена представить его на запланированном в середине февраля правительственном совещании.