Холдинговая компания «Алтайлес» скептически относится к перспективе полного запрета на экспорт леса-кругляка в Китай, о котором заговорили в федеральном правительстве. Компания считает этот шаг неоправданным и, по большому счету, бесполезным, поскольку он не поможет бороться с «серыми» схемами. Об этом ИА «Банкфакс» заявил директор по лесному хозяйству холдинговой компании «Алтайлес» Валерий Савин.
Тема запрета на экспорт леса в Китай не впервые поднимается на уровне правительства, однако сейчас ситуация предельно обострена. Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин в интервью «Ведомостям» заявил, что Китай должен отреагировать на незаконные вырубки и помочь с восстановлением лесов, в противном случае возможен запрет на экспорт. «Китай должен четко понимать, что если они не подключатся к решению этой проблемы, то у нас не будет другого варианта, кроме как запретить экспорт леса полностью», - сказал министр. Он добавил, что в Китае за природу отвечают три министра и он уже попросил правоохранителей из КНР подключиться к решению проблемы, поскольку ему «очень не нравится, что мы одни работаем с их «товарищами» здесь, в России».
Оценивая заявление министра, Валерий Савин рассказал ИА «Банкфакс», что связывать запрет на экспорт с вопросом незаконных рубок — значит признать провал деятельности всех полномочных ведомств. К тому же тогда нецелесообразными окажутся многомиллионные траты на систему ЕГАИС по учету древесины. «Недальновидна и сама идея запрета продажи круглого леса. Ну, распилят его на территории РФ, например, напополам и продадут туда же в Китай уже не круглым лесом, а какой-нибудь другой продукцией. В итоге как всегда пострадают легальные заготовители, у которых не развита переработка леса. А те, кто работал по «серым» схемам, так и останутся безнаказанными», - считает Савин.
Директор алтайского холдинга по лесному хозяйству считает, что правительство должно применить не запретительные, а стимулирующие меры. «На мой взгляд, необходимо реально развивать переработку древесины внутри страны, как это сделано в Алтайском крае. У нас делают весь возможный перечень продукции - пиломатериалы, погонажные изделия, дома, плиты и даже зубочистки. Государство должно стимулировать отечественных производителей к внедрению новых технологий, тогда экспорт круглого леса станет невыгодным и проблема решится», - прокомментировал он.
Любопытно, что глава Минприроды предложил КНР создать селекционно-семеноводческие комплексы и высаживать лесопосадочный материал вдоль границы на территории России, «чтобы восстановить для наших детей и внуков то, что вырубили «черные лесорубы». Как отмечает Кобылкин, представители китайской компартии уже выразили желание поддержать эту инициативу. Предполагается, что Россия заложит на ее реализацию 2 млрд рублей. От Китая РФ ждет вклада в размере 3-4 млрд рублей.
Возможно, слова Дмитрия Кобылкина являются сигналом китайской стороне и не основаны на конкретных планах. Так, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что запрет на экспорт круглого леса из РФ был бы нарушением обязательств перед ВТО, кроме того, в нем нет необходимости. «Знаю, что многих из вас волнует вопрос вывоза из страны необработанной древесины, и даже есть предложения о введении полного запрета на ее продажу за рубеж. На сегодняшний день в этом нет необходимости, поскольку с каждым годом доля экспорта круглого леса снижается и сейчас вышла на исторический минимум в 7,8 % от общего объема заготовки», - приводит «Интерфакс» слова Мантурова на «правительственном часе» в Совете Федерации.
Отметим, что только по официальным данным России является основным поставщиком леса в КНР. Она закрывает 30 % объема покупок древесины Китаем. Для сравнения Канада и США занимают по 10 % в общем объеме поставок лесоматериалов в Поднебесную. Однако до сих пор только официально более трети (35 %) поставок древесины из России в Китай — это необработанный лес-кругляк. При этом алтайские таможенники довольно часто возбуждают дела, связанные с экспортом древесины. В ноябре прошлого года ведомство отчитывалось о нарушении валютного законодательства неназванной компанией на 38 млн рублей при вывозе леса в Китай.