Telegram Proderevo chanel
Реклама

Треск древесины. Финские инвесторы покидают Ленобласть

Источник: Новый проспект Екатерина Фомичева

Одна из структур финского лесопильного концерна Metsa Group собирается свернуть деятельность по заготовке древесины в Ленобласти. Это может привести к заметному изменению ситуации на рынке аренды и заготовки древесины в регионе.

Компания «Мется Форест Подпорожье», входящая в финский концерн Metsа, планирует расторгнуть трудовые договоры с сотрудниками. Как сообщили «Новому проспекту» в пресс-службе правительства Ленобласти, предприятие планирует до октября 2023 года расторгнуть по соглашению сторон трудовые договоры со всеми работниками.

По информации пресс-службы, с 3 по 7 июля 2023 года было расторгнуто пять трудовых договоров, а по состоянию на 10 июля 2023 года численность работников составила 32 человека. Информация о сокращении сотрудников в центр занятости от предприятия «Мется Свирь» и «Мется Форест Подпорожье» (входят в один холдинг) не поступала.

«При этом правительство Ленобласти совместно с руководством предприятия ищут возможности для изменения ситуации ради сохранения рабочих мест», — отметили в пресс-службе.

В начале июля состоялась встреча представителей службы занятости региона с руководством предприятия. Работникам компании передали анкеты и иные информационные материалы, «чтобы помочь найти работу в случае расторжения с ними трудовых отношений».

«Новый проспект» направил запрос в ООО «Петростиль», которое сейчас выступает управляющей компанией «Мется Форест Подпорожье» и «Мется Свирь». В компании ответили, что комментариев пока не будет.

Утром люди — вечером деревья

После расторжения трудовых договоров с сотрудниками ООО «Местя Форест Подпорожье» с большой долей вероятности может перейти к следующему этапу — расторжению договоров аренды участков лесного фонда, которые находятся в основном в Подпорожском районе. Об этом в беседе с «Новым проспектом» сообщили два участника рынка.

В комитете по природным ресурсам Ленобласти отметили, что ООО «Мется Форест Подпорожье» не подавало обращений о расторжении договоров аренды лесных участков.

«Если «Мется Форест Подпорожье» всё же откажется от аренды леса, расстановка сил в сегменте заготовки древесины в Ленобласти, которая была стабильной с начала 2000-х годов, заметно изменится», — говорят эксперты.

Миллиардные активы

Лесопильный завод Metsa в Ленобласти считается одним из наиболее современных предприятий отрасли. Недавно тут была проведена модернизация.

С началом спецоперации Metsa Group объявила об остановке деятельности своих предприятий в Ленобласти. Однако ближе к концу прошлого года заготовительная деятельность частично возобновилась.

Как сообщает сервис проверки контрагентов Rusprofile.ru, за прошлый год выручка ООО «Мется Форест Подпорожье» составила 1,2 млрд рублей против 5 млрд рублей в 2021 году.

В прошлом году убыток составил 280 млн рублей против чистой прибыли в 386 млн рублей в 2021 году. Стоимость чистых активов — 534 млн рублей.

У ООО «Мется Форест» выручка в прошлом году составила 1,5 млрд рублей против 6,3 млрд рублей в 2021 году. А прибыль в 1,9 млрд рублей в 2021 году превратилась в убыток размером в 1,8 млрд рублей в 2022 году. Стоимость активов — 1,2 млрд рублей.

Кто на новенького?

Если Metsa Group откажется от аренды участков лесного фонда, то фактически в свободном доступе окажутся участки с возможностью заготовки 500 тыс. м3 в год. Это заметный объем участков с хорошей хвойной древесиной, который будет интересен многим арендаторам даже в кризис.

«В Ленобласти, как, впрочем, и в большинстве других областей Северо-Запада, уже нет свободных участков для заготовки древесины. Все привлекательные места давно распределены между крупными арендаторами», — напоминает Виталий Липский, генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций.

По его словам, если Metsa откажется от аренды, а правительство Ленобласти выставит участки на торги, они будут разобраны очень быстро. «Возможно, это будет не один, а несколько арендаторов», — уверен Виталий Липский.

Причем интерес могут проявить не только компании из Ленинградской, но и соседних областей, например из Новгородской, Вологодской, где работают крупные лесопромышленные холдинги, добавляет он.

«К сожалению, отказ от аренды будет означать для Metsa, что ее бизнес в России действительно завершится, поскольку без заготовки и последующего производства древесины деятельность будет невозможна», — заключает Виталий Липский.

«Возможен и другой вариант — продажа активов стороннему инвестору либо собственному менеджменту. Такие схемы мы уже видели. Покупателей будет более чем достаточно, поскольку у Metsa в России привлекательные активы: и завод, и арендованные участки», — считает аналитик информационно-аналитического портала Whatwood Игорь Новоселов.

По данным собеседников «Нового проспекта», переговоры о возможной продаже предприятий Metsa в России велись с несколькими интересантами, но до сделки дело не дошло.

Исход финского бизнеса

Компания Metsa до последнего не хотела уходить из России. «Однако политические риски сейчас перевешивают всё остальное», — комментируют представители лесного бизнеса, знакомые с ситуацией.

С начала спецоперации из России ушло немало финских компаний из различных отраслей. Например, рынок покинул производитель автомобильных шин компании «Татнефть». Строительный концерн YIT продал российский бизнес Etalon Group. Fazer ушел из России, продав свои заводы БКХ «Коломенский». А фанерный комбинат компании UPM в Новгородской области приобрел шведский предприниматель Мартин Херманссон. Об этом сообщал информационно-аналитический портал Lesprom Network, ссылаясь на свои источники.

Финский производитель молочной продукции Valio продал свою российскую «дочку» ООО «Виола» владельцам мясного производителя «Велком». А производитель оборудования для энергетики и судостроения Wartsila переписал бизнес на местное руководство компании. По такому же пути пошли поставщик упаковочных материалов Stora Enso, поставщик спецодежды Lindström, а также производитель лифтов Kone. Магазины группы SOK перешли Х5, а гостиничный бизнес, ранее работавший под брендом Sokos, купили предприниматели Александр Ермаков и Юрий Шумаков.