- Компания KASTAMONU является одним из крупнейших игроков деревообрабатывающей отрасли Европы. Что Вы можете сказать о текущей ситуации в деревообрабатывающей отрасли в России и за ее пределами?
— В России сосредоточено около четверти всех мировых запасов лесных ресурсов. Географическое положение и наличие огромных площадей, занятых лесными массивами, делают деревообрабатывающую отрасль здесь одной из наиболее перспективных. За последний год наблюдается увеличение среднегодовых темпов роста по всем основным видам продукции. Экспорт необработанной древесины снизился до 9%. Что касается зарубежных стран, то наиболее востребованными можно считать плиты МДФ и продукцию на их основе — ламинат и глянцевые панели. Сложившаяся конъюнктура позволяет нам успешно конкурировать на рынках различных государств: от стран Евросоюза до Китая.
— Завод компании в «Алабуге» работает с 2014 года. Каких результатов удалось достичь?
— Мы вышли на проектную мощность — 1 млн кубических метров³ плит МДФ и 35 млн квадратных метров ламината в год. Это позволило заводу стать одним из крупнейших производителей плит МДФ/ХДФ не только в России, но и в Европе, чье производство расположено «под одной крышей». Объемы производства на предприятии постоянно растут, а специалисты компании KASTAMONU развивают ассортиментную линейку продукции, учитывая современные тенденции и конъюнктуру потребительского спроса. Мы также являемся вторым по общему объему инвестиций резидентом особой экономической зоны «Алабуга» и крупнейшим турецким инвестором в Татарстане. Совокупный объем инвестиций компании в строительство двух очередей завода составляет 400 млн евро. Кроме того, мы создали более 800 новых рабочих мест непосредственно на производстве, и еще более 2500 — в смежных и обслуживающих отраслях.
Драйверы роста
— Звучит оптимистично. Что Вы скажете о тенденциях? Каковы Ваши прогнозы на ближайшие годы?
— Стоит отметить, что продукция деревообработки в большей части ориентируется на показатели в строительной индустрии и мебельной промышленности. В прошлом году в строительном секторе зафиксирован небольшой спад, а в мебельной индустрии показатели выросли почти на 9%. В России мебельные производители начинают ориентироваться на плиты МДФ, следуя общеевропейскому тренду. Популярность МДФ растет за счет высокого потребительского качества при сравнительно доступной цене. Мебельный рынок очень зависим от курсовых показателей: большинство комплектующих приходится закупать за рубежом. Это одновременно является драйвером и торможения, и роста. Кризисная ситуация последних двух-трех лет мотивировала игроков оптимизировать производство и применить лучшие практики западных рынков.
— Насколько производство в России отличается по сравнению с Турцией?
— В «Алабуге» мы производим тот продукт, который является наиболее оптимальным и экономически целесообразным для данной локации. В Турции из-за продолжительного роста строительного сектора мебельный сектор более развит. Там потребительские ожидания от производителя существенно выше — и по качеству, и по ассортиментной линейке. Благодаря накопленному годами опыту, мы предлагаем российскому и европейскому рынку продукцию, которую высоко ценят потребители.
— Куда экспортируется продукция с завода в Елабуге?
— Большая часть реализуется в России. Оставшаяся продукция направляется на экспорт в более чем 20 стран Азии и Европы, включая страны Евросоюза.
Риски и вызовы
— Какие проблемы в отрасли Вы бы отметили?
— Рыночный риск присутствует в части валютного и процентного риска — вероятность убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и изменения процентных ставок по ним, а также непредсказуемого роста стоимости энергоносителей, материалов и сырья. Например, наше производство зависит от поставки сырья — это древесина, клей и бумага, пропитанная меламином. Есть ряд показателей, расчеты по которым идут в иностранной валюте. Это, например, бумага и меламин. Затраты на них растут из-за падения курса рубля. Инвестиционную деятельность компания ведет за счет собственных и привлеченных средств. Заемные средства представляют собой займы, предоставленные учредителями, и кредиты банков. Наибольший удельный вес в заемных средствах составляют средства, привлеченные в иностранной валюте, поэтому компания несет расходы по валютным рискам или рискам курсовых потерь. Волатильность рубля, несомненно, оказывает влияние. Но широкая география экспортных продаж позволяет нам правильно балансировать в зависимости от ситуации на валютном рынке. В свою очередь, потери в финансовых результатах компании из-за падения курса национальной валюты напрямую влияют на налоговые поступления в бюджет России.
— Где вы закупаете сырье?
— Мы работаем только с сертифицированными поставщиками, продукция которых соответствует строгим требованиям международного экологического сертификата FSC. Это означает, что параллельно с лесозаготовкой проводятся и лесовосстановительные работы в сопоставимых масштабах. В производстве же используется неделовая древесина, которая больше нигде не востребована, и в то же время вместо нее производится высадка новых, более качественных лесных насаждений. Наши поставщики — лесхозы Татарстана и других регионов, стремятся получить сертификаты FSC/PEFC в короткие сроки после начала сотрудничества с нами.
— Какие планы у компании на ближайшие два-три года?
— На сегодняшний день в Республике Татарстан формируется мебельный кластер, который должен консолидировать производителей мебели, древесных плит и фурнитуры в целях развития отрасли. При участии представителей министерства промышленности и торговли РТ, министерства экономики РТ, компании KASTAMONU, экспертов вузов и общественных деятелей разработана стратегия развития мебельного кластера до 2020 года, которая проходит стадию межведомственного согласования. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить удобную и малозатратную логистику по поставкам древесных плит для мебельных предприятий республики. Для нас важно быть частью отраслевого сообщества, совместными усилиями обеспечивая ее стабильное развитие. Мы следим за мировыми трендами, изучаем потребности клиентов, работаем с поставщиками декоративной бумаги. Это постоянная планомерная работа, которая позволяет нам расширять существующую линейку декоров. Также компания уделяет огромное значение экологическим программам. Еще на этапе строительства завода было решено использовать ведущие мировые достижения в области минимизации воздействия предприятия на окружающую среду. Компания не останавливается на достигнутых результатах, все ведущие проекты и направления постоянно развиваются, учитывая стратегические планы развития компании.
— Какие пожелания у руководства к другим игрокам отрасли?
— Консолидированная позиция и постоянный диалог основных участников, постоянное изучение мировых технологических трендов и потребительского поведения позитивно скажутся на развитии российской деревообрабатывающей отрасли. От этого выиграют не только потребители нашей продукции, но и российская экономика в целом.