Реклама

Цены на мебель на российском внутреннем рынке могут вернуться на докризисный уровень уже к концу года

Источник: Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности

По данным АМДПР, с начала 2023 года на российском мебельном рынке укрепляется новый тренд на снижение цен. Цены у производителей мебели в первом квартале упали на 7% по сравнению с тем же периодом 2022 года и держатся на уровне декабря прошлого года. В АМДПР считают эту тенденцию устойчивой и прогнозируют, что она станет основополагающей в этом году.

По предварительным оценкам экспертов Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, на конец первого квартала 2023 года отпускные цены производителей мебели остались на уровне декабря 2022 года и снизились на 7% по сравнению с первым кварталом прошлого года. «Отпускные цены производителей и потребительские цены на мебель начали снижение еще в мае 2022 года и в конце июня практически вернулись на уровень начала того года. Во втором полугодии эта тенденция продолжилась. В декабре 2022 года цены производителей мебели для внутреннего рынка снизились на 4,35% относительно показателя декабря 2021 и на 4,57% для всего мебельного производства, включая экспорт. В этом году мы видим укрепление нисходящего ценового тренда», — отмечает генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

Максимальное снижение отпускных цен производителей (минус 23% по сравнению с показателем декабря 2022 года) в первом квартале 2023 года зафиксировано на металлическую мебель для офисов, что привело к снижению цен на 16% в категории «Торговая и офисная мебель». В первом квартале 2023 года стабилизировались цены и в таких категориях, как «Деревянные шкафы для столовых и гостиных» и «Шкафы кухонные», в то время как еще в прошлом году эта продукция демонстрировала высокий рост отпускных цен. «Некоторое отставание этих категорий по ценовой динамике связано с тем, что в структуре их себестоимости большую долю занимают импортные комплектующие (фурнитура, лакокрасочные материалы, фасадные пленки, кромки ПВХ), стоимость которых напрямую связана с колебаниями курсов валют», — объясняет Тимур Иртуганов.

«К концу года поставки фурнитуры полностью стабилизировались. Нам удалось найти надежных поставщиков качественной продукции из дружественных стран и заключить с ними долгосрочные контракты по выгодным ценам. Однако производственный цикл в мебельной отрасли достаточно длинный, комплектующие и материалы закупаются на полгода вперед. Поэтому результаты работы по выстраиванию новых цепочек поставок будут заметны лишь через несколько месяцев, конечно, при условии стабильного валютного курса», — говорит исполнительный директор ГК «Ангстрем» Вадим Чернушкин. Еще одним драйвером снижения отпускных цен на мебель он называет высокую конкуренцию среди производителей мебели.

В то же время, несмотря на коррекцию цен производителей, розничные цены на мебель всё еще растут, подчеркивает Тимур Иртуганов. По данным АМДПР, в первом квартале 2023 года мебель в магазинах стоила дороже на 9,2% по сравнению с ценами годом ранее. «Производители мебели всегда очень чутко относятся к возможностям потребителей и даже в самые сложные времена стараются держать отпускные цены на приемлемом уровне, порой даже в ущерб собственным экономическим интересам. Так было и в пандемийном 2020 году, и в 2022 году. К сожалению, продавцы мебели далеко не всегда придерживаются той же точки зрения, и зачастую мы видим, что, несмотря на все усилия производителей, динамика потребительских цен отличается в худшую для покупателей сторону», — говорит Тимур Иртуганов.

Между тем, подчеркивает Вадим Чернушкин, именно благодаря сбалансированной ценовой политике производителей мебели в 2022 году удалось удержать потребительские цены на данную продукцию от резких всплесков. «По итогам 2022 года потребительские цены на мебель выросли на 11%, что является самым низким показателем в категории непродовольственных товаров. Это – целиком и полностью заслуга производителей мебели, как и то, что в первом квартале 2023 года рост розничных цен на мебель остается на минимальном уровне», — объясняет Тимур Иртуганов.

По мнению Вадима Чернушкина, в текущей рыночной ситуации самым выгодным для потребителей оказывается вариант приобретения мебели напрямую от производителей: так из структуры потребительской цены исключаются затраты на расходы ретейлера. «Все крупные производители мебели в течение прошлого года поменяли маркетинговую политику и организовали новые каналы коммуникации с потребителями. Мы все стремимся быть ближе к нашим клиентам, и делаем все, чтобы заказать мебель даже по индивидуальным размерам напрямую у производителя было очень просто», — отмечает Вадим Чернушкин.

АМДПР считает снижение отпускных цен производителей мебели устойчивой долгосрочной тенденцией. Согласно оптимистическому прогнозу АМДПР, основанному на условии стабильности курса национальной валюты, в ближайшей перспективе цены производителей мебели для внутреннего рынка могут вернуться на докризисный уровень. Согласно реалистическому сценарию, отпускные цены в 2023 году не превысят размера инфляции.