Еще до начала событий на Украине региональное объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области» обратился в Правительство РФ с просьбой возобновить экспорт березового баланса в Финляндию через расположенный в Ленинградской области Сайменский канал.
Эта единственная транспортная артерия, по которой предприятия ЛПК могли отгружать древесину в страну Суоми водным путем. Продление запрета на экспорт леса через Сайму, по мнению предприятий отрасли, может привести к сокращению объемов заготовки и серьезным финансовым издержкам.
К чему приведет запрет?
Еще осенью прошлого года Постановлением Правительства России № 1599 был введен запрет на экспорт круглых лесоматериалов через расположенный на Сайменском канале пункт пропуска «Брусничное». Причины этого официально не сообщались. Для финской стороны это стало полной неожиданностью. Как писало в октябре прошлого года издание Etelä-Saimaa, отказ от перевозки леса по этому каналу окажет большое влияние на финскую лесную промышленность, поскольку треть грузооборота на озере Саймаа составляют перевозки древесного сырья.
Забили тревогу и российские лесопромышленники, которые ежегодно отгружали на экспорт через этот транспортный коридор порядка 350 тысяч кубометров березового баланса. Львиная доля объемов отгрузки через Сайму - 300 тысяч кубометров - приходилась непосредственно на предприятия лесного комплекса Вологодской области, особенно те из них, кто ведет заготовку древесины в западных районах. Прежде всего это холдинг «Череповецлес», группа компаний «Вологодские лесопромышленники», АО «Белый Ручей». В начале нынешнего года накануне открытия навигации «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области» обратился с письмом на имя министра финансов, Антона Силуанова, курирующего деятельность Федеральной таможенной службы, с просьбой возобновить экспорт березового баланса через Сайменский канал.
«Единственная альтернатива водному транспорту - перевозки автомобилями. При этом, к примеру, от Вытегорского района Вологодской области расстояние вывозки до ближайших ЦБК потребителей (Светогорск, Архангельск, Финляндия) составляет 600 - 700 километров. Автомобильная перевозка на данное расстояние оценивается в 2 500 рублей за кубометр без учета НДС, что превышает стоимость самих балансов березовых. При этом удорожание транспортных затрат автомобильным транспортом против текущих транспортных затрат на экспорт через канал водным транспортом составляет 900 рублей за кубометр без учета НДС. Такое удорожание транспортных затрат приведет к снижению цены реализации балансов березовых на 40 - 45%. Прогнозируемый уровень цен в этом случае будет ниже фактической себестоимости лесозаготовительного предприятия», - говорится в письме регионального «Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров».
«Пересесть» на авто
Помимо этого, в обращении приводится и еще один аргумент: для транспортировки 350 тысяч кубометров березового баланса требуется 13 тысяч автомобильных рейсов. И перевозчики просто-напросто не смогут обеспечить такое количество автомашин. При этом водный транспорт, задействованный ранее в лесоперевозках, будет простаивать.
Предприятия отрасли предупреждают о том, что запрет экспорта березовых балансов через Сайменский канал чреват вынужденными ограничениями заготовки круглых лесоматериалов, что снизит освоение не только по лиственной, но и по хвойной расчетной лесосеке.
«Так, на примере Вологодской области, экспортирующей в Финляндию через Сайменский канал 300 тысяч кубометров балансов березовых ежегодно, сокращение заготовки прогнозируется на уровне 690 тысяч кубометров, что вынужденно приведет к необходимости оптимизации более 400 человек, задействованных на заготовке данных объемов, - говорится в письме. - В этом случае прогнозируется снижение выручки лесозаготовительных предприятий в размере 2,5 миллиарда рублей, что приведет к уменьшению отчислений в бюджет (налог на прибыль, НДФЛ, таможенная пошлина) в размере более 400 миллионов рублей ежегодно.
Правила лесопользования запрещают нам заготавливать на делянке только хвойный лес, минуя листву. А соотношение пород примерно 50 на 50. К тому же только от 15 до 30% ствола березы может быть использовано в качестве фанерного кряжа, который сегодня востребован на внутреннем рынке. А куда нам девать оставшиеся 70%? Ведь необходимых мощностей по переработке березового баланса поблизости у нас нет.
А везти его куда-то далеко просто нерентабельно. О какой экономике лесных предприятий тогда можно говорить? - задается вопросом генеральный директор холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев. - В результате финны могут заместить нашу березу прибалтийской, а наши леса будут засоряться».
Как сообщили «Красному Северу» в вытегорском АО «Белый Ручей», из ежегодного объема лесозаготовки в 620 тысяч кубометров предприятие традиционно экспортировало в Финляндию 130 тысяч кубометров березового баланса, 20 тысяч кубометров балансов сосновых и 20 тысяч кубометров технологической щепы. Причина - отсутствие достаточных мощностей для переработки этого объема внутри страны.
- Решением проблемы с реализацией данного вида продукции могло бы стать осуществление проекта по строительству ЦБК в Вологодской области. Но в 2021 году по ряду причин проект окончательно закрыли. Практически одновременно с этим был закрыт для всей лесной группы товаров единственный возможный для АО «Белый Ручей» и других предприятий нашего и соседних регионов Северо-Запада Сайменский канал. Таким образом, на данный момент мы столкнулись с невозможностью реализации круглого леса и других видов лесопродукции, невостребованных на российском рынке. Для нас это - снижение объемов лесозаготовки и реализации лиственной древесины. Общие финансовые потери составят 330 миллионов рублей, - прогнозируют в «Белом Ручье».
- Реакции на наше обращение пока нет, но по моей информации сейчас письмо с просьбой возобновления экспорта древесины через Сайменский канал на имя главы Правительства России Михаила Мишустина готовит уже российский Союз лесопромышленников. Насколько я знаю, в этом нас поддерживает и Минпромторг. До начала навигации остается примерно два месяца. Ждем решения премьер-министра. Главное, чтобы не вмешалась политика, - говорит Валерий Писарев.
По его словам, экспорт в Финляндию по железной дороге пока осуществляется в штатном режиме. А вот пограничные переходы в Польше, через которые шла доставка продукция деревопереработки в Чехию, Францию и Германию, сейчас закрыты.