Реклама

Федеральные игроки захватывают лес в Челябинской области. Местный бизнес выжимают с рынка ради сотен миллионов прибыли

Источник: «Правда УрФО» Полина Мудрова

Предприниматели заявили об уничтожении лесного фонда в регионе.

Южный Урал ждет глобальный передел лесного рынка. Участники отрасли заявляют о «визитах» на Южный Урал крупных федеральных игроков, которые намерены получить контроль над существенной частью лесного фонда и отраслью лесозаготовки. Первые шаги в эту сторону уже сделаны путем отказа Главного управления лесами от пролонгации договоров аренды с местными предпринимателями, а также инициированных ведомством судебных процессов, по итогам которых существующие арендаторы могут потерять свои лесные наделы. В региональном ОНФ также указывают на ряд поправок, внесенных в документацию о заказниках, ослабляющих жесткие запреты по рубке на охраняемой территории. Общественники полагают, что сейчас под видом санитарных рубок может начаться заготовка леса и на территории заказников. Представители лесозаготовительного бизнеса полагают, что рынок будет полностью монополизирован, в результате чего регион может лишиться оставшегося лесного фонда, а «заинтересованные лица из числа региональных кураторов вполне могут ожидать собственного куска при переделе жирного пирога».

В Челябинской области полностью меняется система арендных отношений в сфере лесного хозяйства. Поводом к этому послужили действия Главного управления лесами, которое за последние два года отказалось продлять договоры с рядом якорных региональных компаний, в результате чего была инициирована серия судебных процессов.

Суд вынес решения в пользу ведомства, в результате множество существующих арендаторов лесных угодий могут потерять свой бизнес. Источники в отрасли полагают, что зачистка рынка делается в интересах федеральных игроков, которые планируют монополизировать рынок.

Ранее «Правда УрФО» уже подробно сообщала о крупном скандале, связанном с деятельностью Главного управления лесами Челябинской области. В частности, два года назад начались разбирательства между арендаторами лесных участков и ведомством. Несмотря на отсутствие претензий к компаниям, эксплуатировавшим территории на протяжении 10 лет, чиновники неожиданно начали отказывать организациям в продлении договоров аренды, заявляя о якобы имевших место неоднократных нарушениях.

«Сама по себе ситуация абсурдна. Если были нарушения, почему компания не привлекалась к административной ответственности? Почему не был расторгнут договор аренды? Вот и получается, что либо нарушения скрывались, что само по себе является преступной халатностью со стороны чиновников управления, либо «нарисовались» к моменту, когда необходимо было продлевать аренду, что наталкивает на мысли о банальном захвате ресурсов», – рассуждал один из участников рынка, знакомый с ходом разбирательств.

Как сообщил «Правде УрФО» источник в отрасли, на данный момент Арбитражный суд Уральского округа принял сенсационное решение в рамках рассмотрения кассационной жалобы – пролонгация договоров запрещена, по истечении сроков арендаторы обязаны выходить на очередные торги.

При этом, по словам собеседника издания, начиная с 2016 года уже порядка 10 организаций продлили договоры в рамках ФЗ №74. В целом, земли отдаются в аренду на срок от 10 до 20 лет, однако закон предусматривает заключение договора на срок до 49 лет, в связи с чем, если не было грубых нарушений, предприниматели могут продлить аренду. Источники в отрасли не исключают того, что на данный момент лесной рынок целенаправленно зачищается под новых игроков федерального уровня.

«Судья трактует закон таким образом, что все арендаторы, несмотря на то, какие баллы они заработали в течение срока аренды, не имеют права на пролонгацию. Хотя на сторону предпринимателей уже встал Департамент лесного хозяйства по УрФО и Рослесхоз, однако суд полагает, что данные ведомства не правомочны в этом вопросе. Получается, все те, кто с 2016 года продлили договоры, должны расторгнуть их. Это порядка 10 компаний, у которых, так скажем, есть крышевание на уровне прежнего руководства Департамента лесного хозяйства. По сути, сейчас в корне меняется политика арендных отношений – свои арендаторы уже не нужны. На Урал заходят москвичи и прямо заявляют, что их интересуют леса Челябинской и Свердловской областей, и они готовы платить. Уже были ходоки к новому руководству Главного управления лесами. В итоге будет либо хаос, либо второй «Кировлес», – поделился мнением компетентный собеседник издания.

Напомним, в июле пост руководителя Управления лесами занял бывший глава Управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора областного Министерства экологии Сергей Лавров. Прежний начальник Главного управления лесами Челябинской области Виктор Блинов ушел с поста по собственному желанию после неких претензий силовиков.

Собеседники издания подчеркивают, что представители федеральных частных структур «уже объезжают челябинские леса, предупреждают арендаторов о завершении сроков работ и предлагают готовиться к тому, что участки отойдут к ним».

«Лавров, по большому счету, это, как мы думаем, тоже номинальная фигура. В первые же дни, как только прошла смена руководства в Главном управлении лесами, москвичи пришли не непосредственно к Лаврову, а к тем, кто его назначил, заявили, что они с большими деньгами и готовы поучаствовать в приобретении участков. И все эти перестановки в ведомстве – это предвестники того, что будет большая ломка отрасли. Зачем им условно мелкие арендаторы, если можно создать монополию?» – добавляет источник «Правды УрФО».

По оценке участников отрасли, лесной рынок на Южном Урале оценивается в сотни миллионов рублей.

При этом в региональном ОНФ указывают на еще одну тенденцию – из нормативных документов по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) устраняются формулировки, запрещающие вырубку, которая может нанести вред лесному фонду. Эксперты ОНФ полагают, что это делается в целях расширения потенциальных лесных наделов и приведет к тому, что под видом санитарной рубки леса начнут вырубаться насаждения даже в заказниках.

«По ряду ООПТ внесли правки в документы и поменяли формулировки по видам рубок. Так, ранее в документах запрещалось проведение сплошных рубок за исключением санитарных и иных рубок деревьев, отрицательно влияющих на состояние заказников. Теперь же последние слова об отрицательном влиянии исключены, остался только запрет на сплошные рубки и исключение по санитарным. Однако под санитарные рубки можно подвести все, что угодно. Можно якобы найти вредителей и спиливать массово здоровые деревья. Мы видим, что уже сейчас в заказниках ведутся рубки якобы перестоянных деревьев, хотя по факту оказывается, что им 70-80 лет – это самый возраст для них», – рассказал «Правде УрФО» эксперт ОНФ Виталий Вороной.

Отметим, по данным специалистов отрасли, изменения могли быть внесены в положения по пяти заказникам: Аршинскому, Брединскому, Варламовскому, Карагайскому и Уйскому. Общественники в свою очередь отмечают факты искажения информации со стороны арендаторов, которые, в частности, завышают данные по плотности лесных насаждений и, тем самым, увеличивают процент деревьев для лесозаготовительных рубок.

При этом в Министерстве экологии Челябинской области отмечают, что правки в документации по ООПТ не ведутся, а все рубки проводятся в соответствии с законодательством. «По каждой территории есть свое положение, где-то разрешены уходовые и санитарные рубки, где-то все ограничено, все зависит от заказника. У арендаторов, конечно, есть лакомые куски, куда они хотят зайти, но это желание ограничивается», – пояснили в министерстве.

В то же время сами участники рынка обращают внимание на критическое состояние лесного фонда. Собеседники указывают, что несмотря на поправки в федеральном законодательстве с начала 2018 года и возврат полномочий по ведению хозяйственной деятельности лесничествам, лес уже уничтожен. Некоторые территории выживают только за счет добросовестных арендаторов, которые, помимо заготовки древесины, осуществляют восстановительные работы, однако таких единицы, а должный контроль за этим, по словам предпринимателей, не ведется.

Коммерческий лес, на данный момент, остается только на севере Челябинской области, но появление монополиста на рынке критическую ситуацию только усугубит.

«То, что происходит сейчас – это преступление, лес уничтожается, новый не высаживается. К примеру, на нашем участке за все время арендных отношений, начиная с 2006 года, не было ни одного случая самовольной вырубки, никаких пожаров. Мы пользовались ресурсами и при этом каждый год высаживали порядка 100 га нового леса – это более 1000 га за все это время. Однако на соседнем участке сменилось несколько арендаторов, и таксаторы уже заявили, что рубить там нечего, лес практически полностью уничтожен самовольными вырубками. Я поднимал этот вопрос неоднократно на уровне Главного управления лесами, на мой взгляд, могут быть какие-то коррупционные элементы, но якобы никто ничего не видит. По большому счету, лесную отрасль уже убили. Поэтому говорить о каком-то подъеме и развитии практически бесполезно, вкладываться в эту сферу никто не будет», – поделился оценочным мнением собеседник издания.

Отметим, челябинский ОНФ на федеральном уровне намерен добиваться внесения поправок, запрещающих любые рубки в заказниках.

Возможно, вам это будет интересно