Архангельская область может стать пилотным регионом в развитии деревянного домостроения. С таким предложением к врио губернатора Александру Цыбульскому обратилась вице-премьер Виктория Абрамченко. Развитие этого направления призвано поддержать лесопромышленный комплекс, на чем настаивал Цыбульский.
При этом власти Архангельской области также намерены при помощи строительства деревянного жилья решить проблему расселения людей из ветхих и аварийных домов в сельской местности. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты поддержали идею развития деревянного домостроения в Архангельской области.
Вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко предложила врио губернатора Александру Цыбульскому сделать Архангельскую область пилотной территорией по реализации проектов деревянного домостроения. Эту инициативу она озвучила во время совещания, посвященного развитию лесопромышленного комплекса во время ее визита в регион.
Как отметил во время совещания сам Цыбульский, власти должны скорректировать меры господдержки предприятия ЛПК. «Они должны быть долгосрочными и не претерпевать постоянные изменения, это лишает бизнес возможности строить перспективные планы, в том числе касающиеся лесовосстановительных работ», – подчеркнул он. Глава Архангельской области также предложил активнее привлекать губернаторов, возглавляющих богатых лесом регионы, и представителей бизнеса к обсуждению вопросов развития лесопромышленного комплекса.
В пресс-службе правительства Архангельской области «Клубу Регионов» сообщили, что строительство деревянных домов также поможет быстрее решить жилищные проблемы сельских территорий, в том числе связанные с расселением из ветхого и аварийного жилья.
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты поддерживают идею развития деревянного домостроения в Архангельской области.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор напомнил, что в 60-е и 70-е гг. ХХв. на Русском Севере строилось очень много деревянных домов из бруса, как правило, 12- и 24-квартирных, а срок их эксплуатации составлял около 25 лет. В настоящее время более совершенные технологии позволяют создать более долговечные деревянные дома, которые отлично сохраняют тепло и по комфорту не уступают традиционным сооружениям из кирпича и бетона, а зачастую даже превосходят их. «Естественно, это целесообразно развивать в северных районах, где есть лес, но даже в Воркуте, которая находится в арктической зоне и не имеет леса, это было приемлемо. А в таких регионах, как Архангельская область, это тем более правильно», – говорит эксперт.
Завкафедрой экономики недвижимости и проблем землепользования РАНХиГС Елена Иванкина отмечает: «Сегодня стандарты деревянного домостроения в мире позволяют строить современные здания большой этажности: в Канаде 18-этажное деревянное здание было возведено за девять недель, в Австрии и Франции восьмиэтажные жилые здания были построены за две – восемь недель. В Австралии есть 32-метровый деревянный дом». По словам эксперта, в то время как в России деревянное домостроение составляет не больше 15% от всего жилищного фонда, в Канаде его доля составляет 80%, а в Финляндии – 90%. При этом в России, по словам Иванкиной, действуют несколько домостроительных комбинатов мирового уровня, которые поставляют LVL-брус в Европу, США и даже Австралию.
Собеседница «Клуба Регионов» одобряет решение поддержать отечественных лесопромышленников за счет развития деревянного домостроения. Она напомнила, что до 2024г. Минстрой РФ выделил на развитие деревянного домостроения 138 млрд руб.
Архитектор-урбанист Ирина Ирбитская считает Архангельскую область оптимально подходящей для развития деревянного домостроения. Однако она считает, что для России многоэтажное деревянное строительство не подходит: «У нас много земли и не очень много людей, поэтому среднеэтажные и малоэтажные кварталы вполне могут появляться в северных районах, особенно в сельской местности». Ирбитская надеется, что при введении деревянного стандарта домостроения в России будет законодательно зафиксирован «человекоориентированный формат жизни». Она пояснила: «То, что происходит в Подмосковье и столичных городах со строительством, – это нельзя назвать достойным жильем для людей – это «человейники», муравейники. Фасад похуже, фасад получше, но суть от этого не меняется: люди живут в тесных квартирах с парковками, заставленными машинами».