Реклама

Белорусский ЛПК: леса много, а девать некуда

Источник: Белорусы и рынок Валерий АЛЕКСАНДРОВИЧ, генеральный директор Республиканской лесопромышленной ассоциации

Белорусский рынок перенасыщен древесным сырьем и материалами, а экспорт не показывает желаемой динамики.

Сырья становится больше. Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 2015 года № 21 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 года № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» реализация на экспорт балансов, сырья древесного технологического, фанерного и пиловочного бревна с 1 января 2016 года не допускается, если иное не установлено президентом Республики Беларусь. Цель данных изменений — обеспечение отечественных предприятий древесным сырьем. Но лес является возобновляемым источником сырья. Ежегодно лесосечный фонд страны увеличивается приблизительно на 1 млн куб. м. Кроме того, из-за массового нашествия жука короеда в 2018-м и начале 2019-го были проведены массовые рубки. Вместе с тем практически на всем временном периоде борьбы с заражением на остальных территориях продолжались плановые рубки, которые могли бы быть приостановлены из-за необходимости использования древесины с поврежденных участков. В результате общий объем заготовки составил более 28 млн куб. м леса. Иными словами, сырья в настоящее время более чем достаточно для всех. А внутренний рынок имеет малую потребность в таких больших объемах продукции, производимой отечественными предприятиями. Поэтому они нацелены на экспорт и дальнейшее развитие производств.

Экспортировать непросто. В настоящее время основной рынок сбыта — Европа. Вместе с тем сейчас активизировался сбыт и в страны Азии, Африки и т. д. Ближний Восток проявляет большую заинтересованность в нашей продукции, однако и там есть свои нюансы. До января 2016 года европейские страны импортировали сырье из Беларуси и развивали собственные перерабатывающие производства, выпуская конечный продукт и постоянно нарабатывая рынки его сбыта, благодаря чему у них появились большие потребительские сети. После введения в Беларуси запрета на экспорт сырья увеличилось число европейских компаний — посредников между нашими производителями готовой продукции и представителями стран дальнего зарубежья. Разумеется, никакой посредник не работает даром. Как следствие, наши предприятия вынуждены снижать цены, а конечный покупатель приобретает наш продукт по ценам, продиктованным посредником.

Республиканская лесопромышленная ассоциация постоянно ведет работу по поиску конечного потребителя продукции наших производителей и установлению прямых контактов между продавцом и покупателем. Правда, бывает достаточно трудно прийти к согласию между продавцом и покупателем по поводу цены продукции. Например, отпускная цена плитной продукции «Холдинга организаций деревообрабатывающей промышленности» на его производственных площадках сравнима с ценой производителей Украины или России в одесском порту. Понятно, что отечественные заводы пытаются отбить средства, затраченные на модернизацию, только вот покупатель проблемами наших предприятий заморачиваться не хочет.

Отсутствие сертификатов. Запрет экспорта древесного сырья стал стимулом к созданию и развитию предприятий частного бизнеса. Правда, 20 января 2017 года вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь № 51 о лицензировании экспорта из Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных видов лесоматериалов. Под это постановление подпал так называемый виноградный кол, являющийся продукцией неглубокой переработки, но из-за большой востребованности имеющий высокую добавленную стоимость. Не всегда неглубокая переработка равнозначна невысокой добавленной стоимости, и наоборот. Например, производство виноградных кольев имеет малое количество производственных операций, поэтому Торгово-промышленная палата Беларуси отказывает производителям в выдаче сертификата на продукцию собственного производства (чтобы его получить, необходимы как минимум три операции). Если БелТПП не выдает этот сертификат, то не выдается и лицензия, даже несмотря на то что пред­приятие покупает сырье максимум за 30 евро, а продает готовую продукцию как минимум за 80 евро.

В январе 2017 года появление данного постановления было неожиданным, и в итоге наши субъекты хозяйствования, не имея лицензий, остановились, а данный товар является сезонным. Из-за этого зарубежные покупатели ушли в Украину и Россию и вряд ли вернутся.

Республиканская лесопромышленная ассоциация не раз поднимала данный вопрос, однако в конце концов все сводится к нежеланию чиновников вносить поправки в нормативные правовые акты.

Переизбыток древесины. Еще одна трудность заключается в том, что не только мы вынуждены вырубать леса из-за короеда. И Германия, и Чехия завалили своим лесом всю Европу. В настоящее время Министерство лесного хозяйства получило разрешение на экспорт невостребованного техсырья. Уже состоялись первые экспортные торги, однако их результаты не порадовали. Потенциальные покупатели пилопродукции есть, но цены на нее упали. Никто не хочет платить большие деньги, а внутренние цены на сырье удерживаются административными методами. В итоге и сырье некуда девать, и цены не падают.

Биржа мешает продавать. Постановление Совмина № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» обязывает продавать отдельные виды продукции только через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Документ был принят в 2004 году, когда биржа только создавалась, и уже изжил себя. На внутреннем рынке продается небольшой объем готовой продукции, при этом иностранный покупатель на биржу не идет.

Республиканская лесопромышленная ассоциация не против биржи. Мы выступаем против обязательности реализации товара через биржевые торги. И покупатель, и продавец должен иметь право выбора формы покупки-продажи.

Перед биржевыми экспортными торгами проходят заседания биржевого комитета, на которых устанавливается порог минимальной стартовой цены на продукцию, выставляемую производителем. Продавец не будет допущен к торгам, если цена на его продукцию окажется ниже установленного уровня. Затратная часть, например, у лесхозов выше, чем у частников, поскольку вторые располагают совсем другими технологиями и подходами, из-за чего могут из дешевого сырья изготовить продукцию требуемого качества. Это диктует стоимость. Как следствие, частник не может выставить на продажу свою продукцию, допустим, по 90 евро и вынужден реализовывать ее по 115 евро. Казалось бы, это неплохой расклад для частного производителя, ведь он заработает больше. Но дело в том, что ему нужно быстрее продать свой товар, да и цена в 90 евро его вполне устраивает.

Иностранные компании готовы покупать продукцию в Беларуси, а наши предприятия готовы ее продавать. Однако, чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно уйти от обязательной продажи товаров на бирже и других запретительных мер. Декрет № 6 предоставил предприятиям в малых населенных пунктах возможность не торговать на бирже: им нужно только регистрировать сделки для отчетности. Этот документ стал стимулом к развитию предпринимательства в малых населенных пунктах.