Реклама

АМДПР: запреты правительства открывают дорогу зарубежным производителям на российский рынок госзакупок

Источник: Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Согласно новому Постановлению Правительства, государственным и муниципальным учреждениям можно покупать иностранные товары, только если их стоимость не превышает 100 тыс. рублей за единицу продукции или 1 млн рублей за группу таких товаров. Но данный запрет обходится путем дробления, когда крупная закупка делится на определенное количество лотов нужной стоимости. Это открывает иностранным компаниям дорогу на российский рынок госзакупок и ставит под удар отечественных производителей, уверены в АМДПР.

Новый запрет значительно отличается от своего предшественника, Постановления №1072. В этот раз Постановление Правительства РФ №616 от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд», подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, вступило в силу 5 мая 2020 года и действует бессрочно. Данный документ запрещает российским муниципальным и государственным учреждениям закупать в рамках процедур, регламентированных 44-ФЗ, промышленные товары иностранного происхождения, за исключением стран Евразийского экономического союза – Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана.

В списке промтоваров, попавших под ограничения, 125 наименований, в том числе мебель для офисов и предприятий торговли, кухонная, металлическая и вся деревянная, включая мебель для спален, столовых и гостиных. «Глобально это важная и своевременная инициатива, реализации которой все мебельщики очень рады. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. На самом деле данное постановление ограничивает участие производителей и поставщиков мебели иностранного происхождения лишь в крупных лотах, да и то не всех заказчиков», — указывает президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков.

Действительно, пункт 3 постановления фактически выводит из-под ограничений закупки недорогих товаров, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей за единицу. Под эту категорию попадают все бюджетные столы, стулья, кровати, тумбы, шкафы, стеллажи, комментирует Александр Шестаков. Кроме того, разрешены оптовые закупки таких товаров, если общая стоимость лота не превышает 1 млн рублей. «Это открывает большой простор для реализации разных закупочных схем, например, популярного дробления лотов, когда крупная закупка делится на определенное количество лотов нужной стоимости. Любая компания может объявить закупку офисного кресла за 99 тыс. рублей или 10 кресел за 999 тыс. рублей, — опасается президент АМДПР. Кроме того, большая часть госзакупок и так проводится на сумму меньше 1 млн рублей, то есть иностранные поставщики могут вполне легально участвовать в тендере. Таким образом, именно отечественный средний и мелкий бизнес, который участвовал в некрупных торгах, окажется от них оттесненным. И контракт, оплаченный нашими налогами, поступит в работу иностранному поставщику, например, китайскому. Основной критерий выбора победителя в закупках для государственных и муниципальных нужд – это цена. Российским производителям будет сложно выдержать такой уровень конкуренции, так как, в отличие от своих зарубежных коллег, не обладают таким высоким уровнем господдержки.

Все это провоцирует появление закупок, аналогичных той, что объявил и провел муниципальный заказчик из Пскова. В начале 2020 года стало известно, что местная музыкальная школа в рамках госконтракта приобрела итальянские стулья по цене 80-100 тыс. рублей за единицу продукции. «В этих стульях нет ничего такого, чего бы не мог сделать российский производитель, при этом их цена была бы гораздо ниже», — возмущен Александр Шестаков.

Также пункт 3 Постановления №616 выводит из-под запрета закупки определенной категории импортной мебели, осуществляемые целым рядом крупных государственных заказчиков. ФСБ, ФСО, СВР, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управделами президента и Главное управление специальных программ президента могут приобретать мебель иностранного происхождения при условии закупки одной единицы товара по цене не более 2 млн рублей.

АМДПР будет добиваться того, чтобы мебельная продукция была исключена из-под действия третьего пункта, мы направили такое предложение в Минпромторг, заявил Александр Шестаков. «Мы уверены, что применять его к мебели нецелесообразно в принципе, повторений псковской истории со стульями быть вообще не должно. Кроме того, полноценные меры господдержки для мебельной отрасли особенно актуальны в условиях «коронакризиса», когда отечественные предприятия едва выживают, неся огромные убытки и фиксируя падение выручки на 50-100%. В данной ситуации полный запрет госзакупок иностранной мебели мог бы поддержать российских мебельщиков, полностью открыв им доступ к важному каналу сбыта продукции», — поясняет Александр Шестаков.

Рынок государственного заказа российской мебели действительно является ёмким. В 2018 году для бюджетных нужд в рамках госзаказа было закуплено мебели более чем на 14 млрд рублей, что составляет около 15% от объема всей мебели, произведенной в России. Действовавший последние два года мораторий на закупку иностранной мебели для госнужд успешно справлялся с задачей запрета бюджетным учреждениям покупать излишне дорогую мебель.

Справка:

Постановление Правительства №1072, запрещавшее госучреждениям закупать иностранную мебель, действовало с 1 декабря 2017 года по 30 ноября 2019 года и распространялось только на 44-ФЗ, по которому закупки осуществляли федеральные органы исполнительной власти, а также муниципальные учреждения. АМДПР также предлагало распространить действие данного закона на 223-ФЗ, чтобы запретить данный запрет и на закупки госкорпораций, но данная инициатива не была поддержана.

Возможно, вам это будет интересно