Территория Адыгеи является самой лесистой в Южном федеральном округе. По данным регионального управления лесами, в республике 240 тысяч гектаров леса, на которых ведутся лесозаготовки. Это делает лесную отрасль перспективным направлением развития региональной экономики. Чтобы это направление было конкурентоспособным, в Адыгее поставлена задача организовать 100% переработку леса, то есть полностью исключить вывоз и республики древесины.
Какая для этого проводится работа, в интервью рассказал начальник регионального управления лесами Рашид Бельмехов.
— Рашид Январович, не так давно было анонсировано, что в Адыгее будет создан лесопромышленный кластер. Что это даст региону?
— Что такое лесопромышленный кластер? Руководство Адыгеи ориентировано на создание в регионе высокотехнологичного лесоперерабатывающего комплекса. Это в том числе производство мебели, паркета, и других изделий из дерева высокой степени переработки. Таким образом мы будем использовать наши лесные ресурсы максимально эффективно, будет исключен вывоз древесины в круглом виде.
Еще одна задача, которая уже начала воплощаться в жизнь, — внедрение международного стандарта сертификации леса FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет). Что это значит? Первое: производитель, прошедший аудит Лесного попечительского совета, имеет право закупать древесину у сертифицированных лесозаготовителей и ставить маркировку FSC. Собственно, знак FSC означает, что лесозаготовитель четко следует требованиям лесного национального законодательства. И даже более того — берет на себя дополнительные обязательства по сохранению биоразнообразия леса.
— Разве это не закреплено на законодательном уровне и без сертификации?
— Требования FSC-сертификации превышают требования российского законодательства в отношении выделения и сохранения ценных лесов, сохранения биоразнообразия при заготовке древесины, обеспечения сохранения социальных функций лесов. После прохождения сертификации лесопользователь ведет лесное хозяйство по новым, более жестким правилам.
— А в чем выгода лесопользователей?
— Это же знак качества и возможность выйти на международные рынки. Объясню, как это может работать. Сертификат FSC и маркировка на продукции дают возможность бизнесу проводить «зеленые» маркетинговые и рекламные кампании. Иными словами — FSC гарантирует, что данная продукция легальна, произведена из леса, где ведется ответственное лесопользование, где сохраняется биоразнообразие.
Это тот сегмент «зеленого» сектора экономики, который активно продвигается такими авторитетными международными организациями — такими, как, например, Всемирный фонд дикой природы. Его поддерживают компании «Икеа» и «Леруа Мерлен». Знак FSC говорит о том, что лесозаготовитель и производитель проходят ежегодный обязательный аудит.
На юге России Адыгея стала первым субъектов, где приступили к сертификации леса по этому стандарту. Перспективное развитие лесопромышленного сектора республики предполагает увеличение глубины переработки древесины и внедрение высокоэффективных технологий. Планируется модернизация производственных мощностей.
— Могут ли лесозаготовители рассчитывать на господдержку, ведь наверняка это затратные мероприятия?
— Предоставление господдержки как раз и является одним из преимуществ создания кластера. Лезозаготовители смогут претендовать на субсидии, которые можно будет направить на модернизацию производства. Став участниками регионального кластера, предприятия получат возможность возмещения части затрат по выпуску промышленной продукции. В частности, смогут компенсироваться затраты на сертификацию, обучение сотрудников, приобретение машин и оборудования, уплату процентов по кредитам, строительство и реконструкцию производственных зданий, создание промышленных образцов и ряд других технологических затрат.
Работа по созданию кластера уже началась. Месяц назад Союз лесопромышленников Адыгеи вступил в Ассоциацию организаций содействия развитию кластеров и технопарков России. Республика стала одним из пяти первых регионов страны, в которых будет создан такой кластер. В конечном итоге это приведет к укреплению реального сектора экономики и расширению экспортного потенциала республики.
Примечание «ПроДерево»
Создание кластеров рассматривается как один из способов достижения целей Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года – основного отраслевого документа, принятого Правительством РФ 20 сентября этого года. Формирование кластеров рассматривается на базе новых целлюлозно-бумажных комбинатов. С учетом имеющихся ограничений по сырьевой базе наиболее вероятно, что кластеры первой очереди (до 2025 года) начнут формироваться в Красноярском крае, Вологодской области и Хабаровском крае. Во вторую очередь (2025 - 2030 годы) войдут кластеры в Томской области, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Кластеры также будут формироваться на базе имеющихся целлюлозно-бумажных комбинатов, в том числе в Иркутской области и Архангельской области, которые планируют расширить объемы производства в период до 2025 года. Формирование кластеров в области деревообработки (не на базе целлюлозно-бумажных комбинатов) ожидается в Пермском крае, Кировской области, Костромской области и Тюменской области. Ресурсная база указанных регионов позволяет к 2030 году сформировать в них кластеры на базе производства продукции деревообработки, в первую очередь пиломатериалов и фанеры.
Читать полный текст Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года.