Реклама

Специальные фанерные инвестиции. Минпромторг одобрил проект "Плитвуд"

Источник: Новый проспект Ольга Вильде

Крупный проект по выпуску фанеры в Вологодской области получил поддержку государства. Минпромторг одобрил для заключения специального инвестиционного контракта проект «Плитвуд» по выпуску большеформатной березовой фанеры. В условиях санкций и потери российскими производителями основных зарубежных рынков сбыта поддержка нового предприятия государством крайне важна, уверены эксперты.

Проект ООО «Плитвуд» одобрен для заключения специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0), соответствующее решение принято по результатам открытого конкурсного отбора при Минпромторге России, говорится в официальном сообщении департамента лесного комплекса Вологодской области. Контракт сроком на 15 лет между ООО «Плитвуд», Минпромторгом России, правительством Вологодской области и Грязовецким муниципальным округом, на территории которого и реализуется проект, будет заключен после подготовки и согласования протокола комиссии, уточнили в департаменте.

Спасительная господдержка

По мнению аналитиков, первоначальные сроки запуска завода в Вохтоге могли измениться из-за санкций. Из-за них же, считает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский, проект мог существенно прибавить в стоимости. «Скорее всего, у «Плитвуда» возникли сложности с законтрактованным ранее в Финляндии оборудованием. Мало того, что оно, скорее всего, подорожало из-за девальвации рубля примерно в полтора раза, могли возникнуть проблемы с его поставками, так как оно в одночасье превратилось в запрещенный к продажам в Россию товар», — рассуждает Виталий Липский. По его оценкам, необходимый объем инвестиций в «Плитвуд» мог увеличиться с 11-12 млрд до 18-20 млрд рублей. «В такой ситуации у инвесторов два варианта выбора: либо закрыть проект, либо получить господдержку», — резюмирует аналитик.

Вариант заморозки проекта, по мнению экспертов, для «Плитвуда» не подходит. «Не всегда возможно заморозить проект без ущерба для него. В данном случае речь идет о подготовленной производственной площадке, сложном оборудовании, серьезных вложениях, которые в случае приостановки проекта вырастут еще больше. Кроме того, статус приоритетного инвестиционного проекта обязывает его инициаторов к определенным действиям», — говорит генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов. По его мнению, СПИК 2.0 для «Плитвуда» в данной ситуации — «логичное завершение проекта».

Продажи под вопросом

Еще одной проблемой «Плитвуда» может стать сбыт готовой продукции, считают аналитики. По данным АМДПР, до 2022 года российские производители березовой большеформатной фанеры отправляли за рубеж — в США и Европу — почти 70% всей выпущенной продукции, в то время как в прошлом году этот показатель не превысил 60%. Соответственно, падают и объемы производства: в 2022 году выпуск фанеры в России сократился на 27%, в отдельные периоды снижение составило 40%. В I квартале 2023 года падение продолжилось: в январе-марте российские фанерные заводы выпустили 738 тыс. м3 продукции, что на 29% меньше аналогичного показателя 2022 года.

«У наших фанерных комбинатов сейчас практически нет зарубежных рынков сбыта, объем производства упал вполовину, поэтому можно уверенно сказать: речь идет о выживании отрасли. Мы должны сохранить производства и рабочие места», — ранее заявлял генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Коротков. «Рынок фанеры сейчас профицитен, мы производим гораздо меньше, чем это необходимо для отрасли, и с появлением нового игрока ситуация усугубится», — полагает Тимур Иртуганов.

Между тем Виталий Липский считает, что как раз на внутреннем рынке у производителей фанеры есть перспективы. «Внутренний рынок фанеры не насыщен, есть дефицит конструкционных древесных материалов — фанеры и плит OSB. Появляются и новые направления сбыта. Помимо традиционных строительной, мебельной и транспортной сфер, фанера сейчас используется для изготовления, например, «одноразовых» контейнеров», — рассуждает Виталий Липский. Тимур Иртуганов уверен, что фанера «Плитвуда» найдет сбыт. В качестве возможных направлений экспорта он называет Китай, страны СНГ и Северной Африки: рынки этих стран российские фанерщики активно осваивают. «Вопрос в том, какой объем фанеры «Плитвуд» туда сможет продать», — резюмирует Тимур Иртуганов.