«Клевер Шкаф»: дизайн, современные технологии и ручной труд

Фото: «Клевер Шкаф»

«Клевер Шкаф»: дизайн, современные технологии и ручной труд

Источник: ПроДерево Ольга Рябинина

Мебельная фабрика «Клевер Шкаф» – молодая и динамично развивающаяся компания, расположенная в Краснодаре.

Использование продвинутого дизайна, современных технологий в сочетании с кропотливым ручным трудом позволяет компании создавать уникальные образцы корпусной мебели. Именно такой подход, как полагают в компании, делает возможным достижение желаемого качества, которое уже смогли оценить тысячи довольных заказчиков. Но что же именно стоит за этим посылом? В чем феномен успеха «Клевер Шкаф»?

Как все начиналось

Как рассказывает владелец и директор компании Михаил Иванов, интерес к мебели как таковой пришел к нему еще в юношеские годы. Тогда будущий основатель компании завороженно наблюдал, как в школьной столярке из отдельных деталей на свет появляется готовая мебель –столы, стулья, комоды... Первый опыт работы на мебельном рынке пришел во время службы в крупной краснодарской компании, одним из направлений деятельности которой была торговля мебелью. А потом так сложилось, что одна мебельная фабрика, которая хотела развиваться и была заинтересована в продвижении на краснодарском рынке, согласилась предоставить под реализацию свою мебель. С арендодателем удалось договориться платить процент от реализованной продукции вместо фиксированных платежей. И так зародилась будущая компания «Клевер Шкаф». Шел 2010 год...

Ни от кого не зависеть

Торговля мебелью шла достаточно успешно: несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, люди готовы были вкладывать деньги, в том числе и в домашнюю обстановку. В молодой компании старались максимально отвечать капризному спросу, меняли поставщиков мебели, искали наиболее адекватные предложения по соотношению цена/качество, и постепенно пришли к пониманию того, что платежеспособный спрос постепенно все-таки уходит в индивидуальность, то есть в дизайнерскую, нестандартную мебель, а здесь полагаться на кого-либо было уже страшно. «Мы пробовали сотрудничать с разными фабриками, и даже если с кем-то начинали работать, то периодически случались сбои, – вспоминает Михаил Иванов. – У одной фабрики срок производства был 2 месяца, случались задержки и на месяц, и полтора. Другая фабрика, даже если первый заказ выполняла в срок, то со следующим могли быть проблемы. Кроме этого, сказывался и нестабильный уровень качества продукции. А ведь ответственность перед заказчиками несла наша компания, это была наша репутация... Поэтому, как говорится, не от хорошей жизни, нам самим пришлось заняться производством. Если бы я знал, где можно покупать мебель и брать заказы со стабильным качеством и стабильными сроками, производства «Клевер Шкаф» два года назад не случилось бы. Продавать ведь гораздо проще, чем производить. Но в один день вышло так, что наш поставщик просто отказался выполнять заказ, т.к. получил более выгодный, и предложил купить у него станок, на котором собственно он бы и изготавливал для нас мебель... С покупкой первого фрезера с числовым программным управлением мы сделали первый шаг и постепенно стали приближаться к тому, чтобы самостоятельно осуществлять полный производственный цикл. Сначала мы у себя выполняли только часть операций, а часть отдавали субподрядчикам. Но тут мы опять столкнулись с тем, что кто-то может выполнить два заказа отлично, а третий – нет, кто-то может выполнить одну работу, но не может выполнить другую, у кого-то цена такая, у кого-то другая. При этом «переварить» весь требуемый нами объем ни один субподрядчик не смог. А мы не можем зависеть от колебания цен, качества, сроков... У нас клиенты, у нас обязательства. И вот так постепенно пришлось переходить на полный цикл обработки и производства мебели. При этом мы понимаем, что не можем себе позволить зависеть ни от подрядчиков, но даже от собственного производства. Если производство полностью загружено, но вдруг «встал» один станок? Мы не имеем права подвести заказчика. Поэтому мы идем к тому, чтобы все технологические участки у нас были продублированы. Если что-то случится с форматником, у нас есть второй, если встанет одна камера – у нас есть другая, если из рабочего процесса выбывает один сотрудник, у нас есть тот, кто сможет его заменить. Таким образом, мы в состоянии преодолеть любой форс-мажор. Мы опытным путем пришли к этому. При этом в сезон такое дублирование вполне оправдывает себя, так как мы имеем возможность обрабатывать в заявленный разумный срок и без перебоев все поступающие заказы. За это нас и ценят. Конечно, сейчас нам стало легче продавать мебель, имея в тылу собственное производство. Если я что-то обещаю, я по крайней мере понимаю, как мы это сделаем. И если мы говорим, что мы это можем сделать, то мы понимаем, что это нам действительно по силам, мы независимы и отвечаем за свои слова».

«Клевер Шкаф» сегодня

Не так давно «Клевер Шкаф» переехал на новую площадку, постепенно она осваивается, продумывается размещение производственных участков, обновляется станочный парк, на площадке расставляется оборудование. Переезд и эта расстановка происходят, что называется, «без отрыва от производства», чтобы клиенты получили свои заказы в срок. Изготовление мебели идет непрерывно.

Если изначально станочный парк формировался стихийно, выбиралось оборудование исходя из бюджета и потребностей, то сейчас требования, предъявляемые к технике, стали существенно выше. Связано это с тем, что фабрика начала работу с отечественным программным обеспечением «Базис-Мебельщик». Соответственно, подбиралось оборудование, которое стыкуется с этой программой. Так, например, из последних приобретений, а именно форматно-раскроечный станок и сверлильно-присадочный центр с ЧПУ, выбирали исходя из мощности, объема, который необходимо обрабатывать, качества обработки и возможности стыковки с соответствующими модулями системы «Базис». Поскольку у предприятия уже имеется опыт работы на китайском оборудовании, от которого хочется принципиально уйти, то присматривали преимущественно оборудование европейских производителей. К немалому удивлению, как отмечает Михаил Иванов, наиболее интересное предложение пришло от азиатской компании. Именно оборудование корейского производства (KDT Machinery, на российском рынке эксклюзивно представлено компанией «ЛИГА») оказалось более сильное по технической части и отвечающее требованиям, предъявляемым к нему. «Мы очень долго присматривались, сравнивали, – рассказываем Михаил Иванов, – представителям корейской компании пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать нам и аргументировать все достоинства их оборудования. В итоге сейчас мы более чем довольны сделанным выбором. Уровень станков существенно отличается от китайских аналогов. Более того, один наш партнер, с более значительными объемами производства корпусной мебели, работая до этого преимущественно на станках европейских брендов, глядя на нас, перешел на KDT и теперь благодарит нас за подсмотренное решение». Но на этом «Клевер Шкаф» не останавливается, новый цех продолжает формироваться и обновляться.

Отапливается помещение фабрики пятью горелками пеллетного типа KONORD OPTIMUM PELLET INCINERATION 12/50 (Россия). Собственные отходы производства по договору отгружаются и утилизируются специализированными организациями.

Сейчас на фабрике работают 47 человек, производственная площадь составляет 1500 кв.м., 70 кв.м. занимают офисные помещения. Учитывая то, что начиналось все со 100 кв.м., а за два года производство увеличилось в 15 раз, в перспективе на ближайшее время рассматривается вариант дальнейшего увеличения площади производственных цехов.

Ассортимент фабрики «Клевер Шкаф», клиенты и партнеры

Мебельная фабрика «Клевер Шкаф» занимается производством корпусной мебели по индивидуальному заказу: шкафов, шкафов-купе, гостиных, библиотек, детских, спален, кабинетов, кухонь с использованием крашеных деталей из МДФ, массива и шпона. Активно и с успехом фабрика справляется с дизайнерскими проектами. Для корпоративных клиентов – производителей мебели – предлагаются качественные эмалированные МДФ фасады и декоративные элементы из каталога или также по индивидуальным проектам. Как говорят в компании, «мы не боимся сложных задач, которые перед нами ставят клиенты. Наша главная цель – превращать образ идеального дома каждого заказчика в реальность».

Ценовой сегмент, в котором работает предприятие – «средний» и «средний плюс». При этом продукцию «Клевер Шкаф» можно сравнить с «заводской Италией». Но разница в том, что, придя в салон, заказчик рассматривает, к примеру, шкаф, произведенный на итальянской фабрике, он не может вносить в него изменения, а если может, то цена изделия возрастает в разы, и прибавляется срок на реализацию этих изменений в Италии. А проекты «Клевер Шкаф» индивидуальны, заказчик может вносить предложения и правки в соответствии со своими вкусами, желаниями и потребностями. А ведь в компанию, как правило, обращаются люди, которые знают, чего хотят, поэтому они очень требовательны. Они приходят не за тем, что есть, а за тем, что они хотят: за определённым оттенком белого или за конкретным размещением полочки, например.

Особенно преимущества индивидуального подхода сказываются, когда заказчику необходимо обставить мебелью большое помещение. Когда в, например, в коттедж требуются и гардеробные, и гостиная, и детская – с таким крупным объемом заказов небольшой производитель не всегда может справиться и гарантировать стабильно высокое качество выполнения всего заказа. Для выполнения такого объема нужны и достаточно большой коллектив профессионалов от дизайнера до маляра, и материальная база, и техническое оснащение. И этим требованиям «Клевер Шкаф» отвечает более чем.

Реализуется продукция фабрики через собственную розницу и развитую сеть дилеров в Краснодаре, Махачкале, Волгограде, Сочи, Ставрополе, Пензе, Воронеже и других городах. Причем зачастую дилеры – это салоны, торгующие итальянскими кухнями. Поскольку они уверены в качестве и сроках производителя из Краснодара и знают, что могут доверить ему самый сложный, с огромным количеством нюансов в проекте, дизайнерский заказ, то, работая с клиентом, зачастую они устанавливают у того итальянскую кухню, а остальную обстановку доверяют именно компании «Клевер Шкаф». В таком симбиозе именно дилеры обеспечивают постоянную загрузку производства.

Материалы, комплектующие, фурнитура

Следуя принципу «ни от кого не зависеть», на фабрике работают с разными поставщиками и производителями материалов, комплектующих и фурнитуры, все они взаимозаменяемы и дополняемы. Учитывая нынешнюю высокую конкуренцию среди поставщиков всего необходимого для производства мебели, есть из кого выбрать. Выбор же зависит и от складской программы поставщика, и от качества его продукции, и, конечно же, цены и вариативности предложения и дополнительных опций.

«Для нашего заказчика, как правило, нет большой принципиальной позиции, что это будет шкаф именно с нижним роликом такой-то фирмы, - комментируем Михаил Иванов. - Они видят изделия на витрине, они понимают уровень отделки, понимают качество продукции, они нам доверяют. Даже если мы что-то меняем в фурнитуре, то по факту это только улучшает конечный продукт. Нам важен результат и удовлетворение клиента, нам важно выполнить заказ с высоким качеством и в срок, поэтому сейчас мы так сделали, что любого поставщика можем поменять и ни от кого не зависеть, а прецеденты были даже с самими проверенными и именитыми поставщиками».

Если говорить про плитные материалы, то «Клевер Шкаф» использует ЛДСП EGGER и МДФ производства KRONOSTAR. Кромочный материал - в основном от Rehau (Германия). «Так получилось, что именно в основном, - усмехается Михаил Иванов. – таки не всё и не всегда пока можно заменить. Просто с китайскими производителями не считаем возможным работать из-за низкого качества их продукции, а кромка EGGER и Dollken существенно дороже. Тогда как у Rehau достаточно хорошее соотношение «цена/качество».

Из клеев на производстве применяется клей Kleyberg производства немецкого концерна BayerAG.

Все лакокрасочные материалы, используемые на фабрике – итальянские, но разных производителей. Например, грунты – от одной компании, эмаль – от другой, лак – от третьей. Среди основных поставщиков – Renner, Kemichal, ICA, ILVA и другие.

На готовые изделия устанавливается преимущественно европейская фурнитура, реже и в индивидуальных случаях – азиатская. Поскольку на фабрике производятся очень нестандартные изделия, приходится использовать огромное количество компонентов. Взять, например, только одну дверь: у нее будут стяжки одни, ролики другие, направляющие – третьи, доводчики –четвертые, позиционеры – пятые. Не получается просто взять один комплект от одного производителя, соответственно, работа идет со всеми основными поставщиками – Blum, HettichTotal, Cinetto, частично BOYARD. При этом у «Клевер Шкаф» есть и своя маленькая фишка – на фурнитуру наносится небольшой логотип фабрики. Так, например, именно Hettich сделал наиболее интересное предложение по реализации этой фишки.

Рождение мебели «Клевер Шкаф»

«Превосходное качество мы гарантируем благодаря сочетанию современных технологий и кропотливого ручного труда, многоэтапного контроля качества» - говорится на сайте фабрики. Что же это означает на деле?

Filato 3200 maxi (Китай)

Любое мебельное изделие начинается с проекта. И рождается он в мебельном салоне. Как уже было сказано ранее, на предприятии внедрили и успешно используют отечественное программное обеспечение «Базис-Мебельщик». Дизайнер, учитывая все пожелания клиента, создает с его участием проект, с наглядной иллюстрацией будущего изделия. Здесь же, в процессе общения с клиентом, программа позволяет вносить любые изменения, менять фурнитуру, комплектующие, размеры и варианты отделки, добавлять элементы, и сразу же автоматически осуществлять перерасчет стоимости проекта. После утверждения заказа в программе готовятся карты раскроя и управляющие программы для задействованного в технологической цепочке оборудования. Таким образом заказ передается в цех.

Производственный процесс начинается с участка раскроя. Сформированная в программе «Базис-Мебельщик» карта раскроя передается на оборудование – форматно-раскроечный станок KDT KS-132K (Корея) и Filato 3200 maxi (Китай). Далее напиленные в размер заготовки поступают на участок кромкооблицовки. Здесь работают кромкооблицовочные станки Сhallenge итальянского производителя BI-MATIC.

Кромкооблицовочный станок BI-MATIC Сhallenge
KDT KN-2309 (Корея)

На следующем участке фрезерования и присадки мебельные заготовки проходят дальнейшую обработку – под управлением программ выполняется присадка под фурнитуру, детали фрезеруются, наносится резьба, фасады здесь приобретают конечную форму. Основная «рабочая лошадка» сейчас на этом участке – сверлильно-присадочный центр с ЧПУ KDT KN-2309 (Корея). Он выполняет высокоточное сверления сквозных и глухих отверстий в торцах и плоскостях мебельных заготовок за один проход детали. Кроме этого, комплектация станка позволяет выполнять операцию фрезерования как простых прямых пазов, например, паз под заднюю стенку или дно ящика, так и профильную обработку.

WoodTec VH-2030 (Китай)

Для сверления отверстий на небольших деталях используется сверлильно-присадочный станок WoodTec 21 (Китай). При необходимости в производственной цепочке может быть задействован фрезерный станок по дереву MX5116T (Китай), который выполняет разнообразные фрезерные работы по направляющим линейкам и криволинейное фрезерование с ручной подачей, а также зарезку простых шипов с помощью шипорезной каретки. Фасады и некоторые мебельные элементы, в том числе со сложной и декоративной резьбой, обрабатываются и гравируются на фрезерно-гравировальных станках с ЧПУ LTT-K1530A или WoodTec VH-2030 (оба китайского производства).

При обработке материала применяется деревообрабатывающий инструмент различных производителей – основные алмазные фрезы преимущественно компании DIMAR (Израиль), остальные подбираются по каталогам и по наличию у различных поставщиков и производителей, в зависимости от поставленных задач. Поскольку изготавливается и обрабатывается многонестандартных изделий, то и с инструментом приходится быть очень гибкими – используются от самых бюджетных до самых дорогих, таких как «Энкор» (Россия), CMT (Италия), FESTOOL (Германия), от таких поставщиков как «АВС ГРУПП»и самих производителей; точится инструмент в специализированных центрах.

Поскольку качество изделий на предприятии ставят во главу угла, то на каждом производственном участке осуществляется контроль качества. При передаче и приемке заготовки с участка на участок проверяются размеры, состояние и соответствие, и если в чем-то есть сомнения, то деталь передается на переделку. В «Клевер Шкаф» действует правило, что если брак обнаруживается в процессе производства, то он устраняется за счет компании.

Если же вдруг случится, что бракованный элемент выпущен за пределы цеха, то переделка оплачивается за счет допустившего этот брак. Естественно, никто не заинтересован в потерях в собственной зарплате. Все работники знают, насколько высок эталон качества в компании, поэтому бдительно проверяют каждую мелочь.

После того, как мебельные элементы прошли всю положенную обработку на станках и промежуточный контроль качества, начинается кропотливая ручная обработка.

В «Клевер Шкаф» полагают, что только руки мастера могут сделать мебель или даже отдельный фасад идеальными. Именно поэтому такое внимание уделяется дальнейшей обработке мебельных заготовок на участке шлифовки. На специальных столах вручную опытные профессионалы своего дела добиваются идеальной поверхности мебельных деталей.

Отшлифованные детали направляются на малярный участок. В трех покрасочных камерах покраска изделий также идет вручную, после чего они сушатся при естественной влажности и температуре.

На этих этапах происходит главный контроль качества деталей. Ответственный работник проверяет качество покраски. Так, например, когда нанесен финишный грунт, деталь просвечивают при различном освещении – косом, прямом, белом, холодном, синем свете - на наличие дефектов. Не допускаются мусор на детали, кратера, «прошлифовки», «перепыл» и прочие дефекты. Потом наносится, например, эмаль.

Непрошедшие проверку на качество изделия возвращаются на доработку или переделку, остальные же попадают на участок упаковки. Здесь происходит окончательная проверка качества, просматривается вручную каждая деталь, после чего отдельно упаковывается, и заказ отправляется к клиенту.

Кадры решают все....

Поскольку на фабрике большая роль отводится именно ручному труду, то, конечно же, нельзя обойти стороной кадровый вопрос. Тем более, что он, как и на многих других производствах – проблемный.

К сожалению, приходится констатировать отсутствие на рынке нормально подготовленного персонала – начиная от дизайнеров, заканчивая шлифовщиками и малярами.

«Несмотря на автоматизацию нашего производства и работу в системе «Базис», - сетует Михаил Иванов, - мы столкнулись с тем, что даже с этим программным обеспечением должен работать подготовленный специалист, и я уж молчу про участки, где работать приходится именно руками. Мы находимся в постоянном поиске, годами ищем специалистов – а к слову, зарплату мы предлагаем выше среднерыночной, смотрим огромное количество потенциальных сотрудников и за это время чего только не повидали. Приходят конструкторы-технологи, которые по-прежнему чертят карты раскроя карандашом на миллиметровке, операторы пилят на глазок! Очень много маляров, которые, зная размер предлагаемого нами оклада, приходят – «все умеют», а оказывается, что даже краскопульты не способны настраивать. А мы же наносим множество эффектов, работаем и с полиуретаном, и с полиэфиром, и с акрилом, и в разных температурах, и с разными фрезеровками, бывает очень много нюансов, но, оказывается, даже работать в базе с какими-то основными материалами многие не в состоянии. Та же ситуация на шлифовке – умеют работать примитивно, только с шлифблоками. А у нас же, чтобы изделие получилось таким, как нужно, необходимо не просто сгладить какие-то волны или сбить ворс, а выровнять поверхность, при этом не испортить рисунок, не содрать грани, не сделать волну. Многие не видят даже встречающиеся маленькие кратеры или трещинки – а для нас это не допустимо! У нас есть костяк, с кем мы начинали работу, вместе постигали все тонкости изготовления мебели, вырабатывали наши стандарты качества – человек 15, большинство из них приезжие. По мере расширения производства, конечно и добирали и добираем еще людей. Совсем слабо подготовленных не нанимаем, но тех, кто приходит, все равно вынуждены обучать. Кто-то наши высокие требования и технологии не принимает, пробует, не получается, махнет рукой и уходит. Берем сначала на простой фронт работ. Если видим, что человек справляется, хочет и готов учиться, развиваться, ему интересно – таких мы обучаем, конечно же, и поощряем. Это весьма длительный и постоянный процесс. Так, например, даже на самой простой операции в шлифовке на адаптацию работника уходит два-три месяца. Может, мы, конечно, и педанты, и слишком большое значение придаем и слишком большое внимание уделяем каждой мелочи, но это все – качество нашей мебели, наша ответственность перед заказчиками, наша репутация. Поэтому и к вопросам управления персоналом подходим очень щепетильно и основательно».

А дальше что?

Поскольку производство «Клевер Шкаф» не так давно переехало, то в планах на ближайшую перспективу – обжиться на новом месте. Одна из первоочередных задач – организация централизованной системы аспирации (сейчас у каждого станка индивидуальные вытяжки, которые шли в комплекте). Как только в цехе будет окончательно расставлено оборудование, согласована разводка – вместе с индивидуальными вытяжками и «улитками» у станков будет проведена централизованная аспирация.

И реализация этой задачи напрямую связана с двумя другими: в планах предприятия в ближайшее время открыть собственные столярный участок и участок по металлообработке. Сейчас какие-то небольшие столярные вещи можно реализовать на имеющимся оборудовании, но более сложные приходится отдавать на обработку на субподряд. А как уже неоднократно было сказано выше – зависеть от кого-либо очень опасно. «Субподрядчик может два резных декора по 500 рублей не отдать в срок, - поясняет Михаил Иванов, - а у нас выполнение контракта на 500 тыс. рублей остановится. Риски несопоставимы. Конечно, кто-то скажет, что каждый должен заниматься своим делом, и, в принципе, это правильно. Но в нашей истории мы просчитали – дешевле и стабильнее по максимуму закрывать работы самим и быть независимыми от внешних обстоятельств». В изготавливаемых на новых участках изделиях будут задействованы разные материалы – и камень, и стекло, и металл, и дерево, и МДФ. Как ожидают и видят в «Клевер Шкаф», это будут сложные, зато красивые вещи.

На предприятии понимают, что сейчас конкуренция среди компаний, работающих с лакокрасочной обработкой, очень велика, поэтому необходимо постоянно обновлять каталог и расширять предложение.

Сегодня «Клевер Шкаф» изготавливает мебель только по индивидуальному заказу, и это направление всегда будет основным, но постепенно дорога ведет и к серийному производству. Правда, это будет не жесткая серия, предусматривается возможность внесения изменений и индивидуальных элементов, правда и ценообразование будет другое. В первую очередь речь идет о дизайнерской мелкогабаритной серии - тумбочки, комоды, прикроватные консоли и т.п., которые в том числе можно будет продавать в интернет-магазине, и доставлять с помощью курьерских служб.

Кроме этого, в ближайшей перспективе фабрика ставит перед собой задачу по развитию и своей собственной розницы, и дилерской сети в виде собственных бренд-секций. Планируется развитие двух брендов в разных ценовых категориях. Говорят, что сейчас потребительский спрос уходит в сегменты «эконом» и «премиум», «средний плюс», а простой средний класс как таковой исчезает. Сейчас в компании предполагают, что мебель будет выходить в двух вариантах – бренд «Клевер Шкаф» и категория пониже, пока под условным названием Patinka - проще и дешевле. На самом деле, на предприятии уже был реализован эксперимент и выпущена серия такой эконом-мебели, однозначных оценок которой пока нет, поэтому на сегодняшний день это направление решили оставить, попробовать еще и уже затем принимать окончательное решение.

Возвращаясь к углублению и развитию работы с дилерами и партнерами, в «Клевер Шкаф» готовы предлагать не просто выполнение поступающих заказов, а инструмент продаж – программное обеспечение, позволяющее моделировать мебель из ассортимента фабрики. Речь идет, конечно же, о «Базисе».

Работая на рынке нестандартной мебели, «Клевер Шкаф» дает возможность не просто заказать сопоставимый с итальянским, к примеру, шкаф, - задание по нему можно уточнять прямо в салоне по желанию заказчика, используя библиотеки «Клевера» в «Базисе». Конечно, дилеры могут и самостоятельно купить и освоить ПО «Базис-Мебельщик», но это будет очень долго и проблемно, убеждены в «Клевер Шкаф».

«Мы сейчас хотим, развивая фирменные бренд-секции, давать нашим партнерам не только мебель, но и инструмент – уже настроенный «Базис САЛОН», – делится планами директор компании Михаил Иванов. – Заключая договор с дилером, мы предоставляем им доступ к нашим библиотекам моделей. Ведь, как правило, салоны, не имеющие собственного производства, работают по принципу «нравится предлагаемое изделие – бери, не нравится - не бери». А с нашим ПО в салоне смогут достаточно оперативно принять и оформить основную часть заказов, не тратя время на то, чтобы связаться с производством и уточнить, а возможно ли внести какие-то изменения. Непосредственно в дилерском салоне можно будет создать проект, показать его клиенту, оформить заказ, посчитать, сделать спецификацию и отдать ее нам в производство. И мы на фабрике точно поймём, что хочет заказчик и салон. Конечно, в доступе есть ряд ограничений: отдельно мы заплатили за шифрование, чтобы наши модели не оказались опубликованы в Интернете... Тем не менее, считаю, что это достаточно крутая история, хоть и не дешевая, но для нас это один из драйверов дальнейшего развития!».

При этом, говоря про «Базис» и автоматизацию производства, в «Клевер Шкаф» отмечают, что есть ещё к чему стремиться, и над чем работать – «сейчас доводим стандарты оформления до фирменных бренд-секций, доводим наши библиотеки, и необходимо довести до ума печать этикеток. У нас пока еще заказ-наряды идут без штрих-кодов, на этапе упаковки много вопросов к разработчикам ПО. Пока упаковочные и транспортировочные бирки мы делаем из управляющих программ, а не из «Базиса», но мы задаем наши вопросы и постоянно находимся на связи с разработчиками. Похоже, в отличие от многих пользователей, мы «копаем» очень глубоко, – усмехается Михаил Иванов. – Не оставляем в покое специалистов «Базиса», формулируем наши потребности и ожидаем реализации в обновленных версиях. На этом поле у нас еще очень много работы, есть куда развиваться. Но это бесконечный процесс. И это хорошо. Главное не стоять на месте».

И не согласиться с этим нельзя – главное не стоять на месте. Что-то подсказывает, что с таким независимым, вдумчивым, основательным подходом у молодой и столь динамично развивающейся компании «Клевер Шкаф» все получится!