Введенная Правительством экспортная десятипроцентная пошлина на невысушенные пиломатериалы снижает конкурентоспособность продукции отечественного леспрома на экспортных рынках. Особенно это чувствительно, когда такие рынки массово «схлопываются», — до начала СВО более 52 процентов лесного экспорта России уходило в страны, которые теперь стали недружественными.
На выездном заседании Совета по развитию лесной промышленности при Совете Федерации во Владивостоке, которое прошло 13 июля под председательством вице-спикера палаты регионов Юрия Воробьева, парламентарии, представители Минпромторга, бизнес-кругов и регионов, выступили за обнуление экспортной пошлины на сырые пиломатериалы. А заодно обсудили, за счет чего основная часть продукции нашего леспрома будет продаваться внутри России, а не за ее пределами.
Доски и брус просятся на экспорт
Дорожную карту развития лесного комплекса России в новых геополитических условиях разработали на площадке Лесного совета палаты регионов в декабре 2022 года. А уже в начале этого года президент поручил предпринять конкретные меры по поддержке отечественного леспрома. Среди них — субсидирование транспортировки экспортных лесоматериалов с Севера-Запада страны и с Дальнего Востока — на это уже потрачено около 8 миллиардов рублей, — а также увеличение максимальной компенсации экспортерам леса с 11 до 25 процентов от стоимости продукции, на эти цели в 2023 году предусмотрено 74 миллиарда бюджетных рублей.
По словам Юрия Воробьева, 51 процент продукции шел на экспорт. При этом более половины лесной внешней торговли велось со странами Запада или с теми, кто Запад поддерживает. Поэтому после начала специальной военной операции многие экспортные рынки для России закрылись, а на тех, которые должны их заменить, — прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — нашим предприятиям еще предстоит адаптироваться и закрепиться.
В этих условиях Дальневосточный федеральный округ, где находится 48 процентов земель лесного фонда России и около трети запасов древесины страны, в 2022 году показал хорошие результаты: по данным Минпромторга, на фоне падения объемов производства российского леспрома в денежном выражении на 18 процентов в ДВФО этот показатель пусть и немного, но подрос — на три процента.
Впрочем, от системных проблем это дальневосточников не спасает. Так, в 2022 году объемы производства показали минус по разным категориям лесоматериалов от 13 до 30 процентов. Как отметил во Владивостоке губернатор Приморского края Олег Кожемяко, многие трудности связаны с барьерами, а иногда и просто с запретами на подвоз к пограничным переходам экспортного леса железнодорожным и автомобильным транспортом и с необходимостью уплаты таможенной пошлины на сырые пиломатериалы. «Это серьезно удорожает стоимость дальневосточной лесной продукции на внешних рынках», — сказал Кожемяко.
В декабре 2022 года кабмин продлил до конца 2025 года действие экспортных пошлин на пиломатериалы влажностью свыше 22 процентов — решение это, как заявили в Правительстве, служит декриминализации лесного комплекса, оно необходимо для развития глубокой переработки древесины внутри страны и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Пошлины на экспорт сырых пиломатериалов из хвойных пород составляют 10 процентов, но не менее 13 евро за кубометр, из дуба — 10 процентов, но не менее 15 евро за кубометр, из бука и ясеня — 10 процентов, но не менее 50 евро за кубометр.
Сенатор Людмила Талабаева напомнила, что стоимость сухих пиломатериалов выше в среднем на тысячу рублей за кубометр, а расходы на сушку — две тысячи рублей. «То есть производство сухих пиломатериалов экономически нецелесообразно, а установленная пошлина снижает конкурентоспособность наших предприятий на экспортных рынках», — заметила она. И добавила, что отмена пошлины поможет повысить лесопроизводителям доходы, налоги с которых идут в госбюджет. А в 2022 году такие поступления снизились на целых 24 процента, сообщила Талабаева.
В Минпромторге разделяют позицию парламентариев и представителей регионов. Как заявил замминистра Олег Бочаров, в его ведомстве поддерживают обнуление пошлины на пиломатериалы с влажностью выше 22 процентов и считают, что вопрос надо решать, в том числе с помощью законодателей.
Дерево — на строительство домов
В Лесном совете при Совете Федерации убеждены — стране нужен сценарий, при котором основной сбыт отечественной лесной продукции осуществлялся бы внутри России. Как считает глава совета, вице-спикер Юрий Воробьев, для этого необходимо модернизировать целлюлозные комбинаты, запустить госпрограмму кадрового обеспечения и технологического суверенитета отрасли.
Также, по его словам, надо развивать деревянное домостроительство. И это касается не только индивидуального жилья, но и многоквартирных домов из деревянных панелей. Уже есть хорошие примеры. Как рассказал замглавы Минстроя Никита Стасишин, в Вологодской области уже построены первые полностью деревянные четырехэтажные дома на 32 квартиры каждый. А в Архангельской области планируется построить из дерева 18 тысяч квадратных метров жилья, чтобы расселять туда людей из аварийных домов. На архангельский проект, по словам Стасишина, надо сравнительно немного денег — 1,6 миллиарда рублей.
При этом, чтобы преодолеть сложности с развитием деревянного домостроения, в Минстрое до конца 2023 года намерены завершить свыше десяти научно-исследовательских и конструкторских работ по обеспечению пожарной и сейсмологической безопасности зданий из дерева. В частности, это касается нормативов для проектирования срубов высотой не более пяти метров и зданий из клееной древесины в 28 метров.
В палате регионов считают, что тема деревянного домостроительства будет и дальше набирать обороты — на заседании Лесного совета глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных заявил о планах создания в верхней палате отдельной рабочей группы, которая займется этими вопросами.