Когда летишь из Москвы во Владивосток и обратно, озирая необозримые пространства России, думаешь о том, что лес – наше главное богатство. А что сейчас происходит с этим важнейшим ресурсом? Леса сгорают, и слышны голоса тех, кто говорит, что тушить такие пожары бессмысленно. Как говорили на Руси, изба, которую подожгли воры, горит с четырех углов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, побывав на месте пожаров, высказал совершенно понятную для всего здравомыслящего населения страны и Следственного комитета РФ гипотезу. Идет сокрытие незаконных вырубок, особенно на северо-востоке. Хотелось бы добавить, имеют место также попытки скрыть некий китайский вопрос.
Здесь, как говорится, поподробнее. Скажу сразу – я опираюсь не на статистику МЧС, а на интервью профессионального лесничего Анатолия Приходько, который служил в лесничестве на Кубани более 20 лет и попал под сокращение в связи с уничтожением лесного министерства как такового. Он рассказывал мне об одной из своих командировок в Сибирь в зону лесных пожаров. Лесничий наблюдал, как местные власти спокойно и даже с улыбкой относились к теме выгорания леса. Потом в неформальной обстановке они сообщали, что обгоревший лес вовсе не становится пеплом или мусором, как его представляют в официальных бумагах, а остается прекрасным материалом для изготовления дорогущей мебели – стоит лишь соскоблить 15–20 см обгоревшей коры и древесины.
Изготавливают эту мебель, естественно, в Китае. Переправить «мусор» через Уссури или каким-то другим путем доставить в КНР не представляет никаких трудностей. Создается впечатление, что то же самое происходит и сейчас. Весь выгоревший лес будет отправлен или уже отправлен для переработки и изготовления вычурной китайской мебели, которая затем переправляется в страны, не имеющие леса и лесной промышленности. Например, в страны арабского мира. Кстати, цена одного мебельного гарнитура, изготовленного из «русских головешек», по свидетельству наших туристов, часто бывающих в Поднебесной, может даже в этой стране достигать сотен тысяч долларов. Можно возразить: при чем здесь русский лес? Да при том, что вырубка леса в Китае для любых целей категорически запрещена.
Кто же должен следить за нашим основным богатством – лесом? Ответ понятен: Федеральное агентство лесного хозяйства, которое с 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
А кто именно его возглавляет и в нем работает? Бывшие сотрудники силовых структур или школьные учителя, разочаровавшиеся в своей профессии? Многие из них занимают малобюджетные должности в данном агентстве.
Так кто же все-таки? Это лесничие, имеющие специальное образование и их подчиненные – лесники, охранники леса. Лесничие работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах (наряду с егерями), заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.
Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу, такому специалисту необходимо мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду. Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров, разбираться в экономических и юридических вопросах ведения лесного хозяйства.
Для справки: зарплата лесничего на 31 июля 2019 года в России – 18–28 тыс. Не желаете переквалифицироваться в лесничие? А у лесников зарплата еще меньше!
На современном этапе в России были разрушены все основы управления лесами, разработанные предыдущими поколениями: ликвидированы лесхозы, лес выведен из числа объектов государственной собственности, таким объектом признаются только земли лесного фонда. Упразднена государственная лесная охрана, обеспечивавшая систематическое наблюдение за состоянием лесов нашего государства. Промышленные лесозаготовки выведены из сферы планового государственного регулирования.
Кроме того, мероприятия по охране, воспроизводству, защите лесов, в том числе от пожаров, болезней и вредителей, поручаются заранее неизвестным лицам. Лесной кодекс РФ 2006 года не обязывает государственные органы самостоятельно проводить указанные мероприятия. Установлено, что в случае, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Как управлять лесами в РФ? В первую очередь для грамотного государственного управления лесами нужна предупредительная работа. Рационально управлять лесами смогут только работники со специальным образованием, причем их численность должна соответствовать масштабам лесов нашей страны, а труд – эффективно поощряться.
Вероятно, стоит перенять положительный опыт создания низового органа управления лесным хозяйством – лесхозов, вменив им в обязанность осуществлять разрешительные, контрольно-надзорные функции и функции охраны и защиты лесов. Следует рассмотреть возможность финансирования лесхозов из трех источников: федерального, регионального бюджетов и доходов от хозрасчетной деятельности (реализация переработанной древесины и других продуктов леса, извлекаемых при осуществлении обязательных видов деятельности, сопутствующих заготовке древесины). При этом центральный государственный орган управления лесами должен быть самостоятельным и обладать нормотворческой функцией. Главным принципом государственного управления лесами должен стать принцип стабильного, грамотного сбережения и использования лесов. Иначе мы останемся наедине только с одним своим природным богатством – нефтью, перспективы волатильности которой на мировом рынке весьма критичны.