Целлюлозно-бумажный комбинат «Группы «Илим», работающий в Коряжме Архангельской области, из-за европейских санкций переориентировал часть экспортной продукции на внутренний рынок. Так, в 2023 г. по сравнению с 2022 г. доля поставок внутри страны выросла с 50 до 60%. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщили в пресс-службе компании.
Из-за потери европейского экспорта компании пришлось изменить и структуру поставок за границу. После закрытия европейских рынков больше продукции стало поставляться в Китай. Оставшаяся продукция сейчас экспортируется в Турцию, Индию, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Напомним, что в октябре 2022 г. Европейский союз утвердил восьмой пакет санкций против России, который включает в том числе запрет ввоза целлюлозы и бумаги.
Комбинат специализируется на производстве целлюлозы, картона, упаковочной, офсетной, офисной и мелованной бумаги, а также продуктов лесохимии. Годовой объем производства на площадке в Коряжме составляет порядка 1,3 млн. В 2022 г. на российский рынок поставлялось около 50% продукции, то есть порядка 650 000 т. Таким образом, за полный 2023 г. объем внутренних поставок увеличится до 780 000 т.
Как пояснил изданию старший вице-президент по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу АО «Группа «Илим» Алексей Черняев, общий годовой объем производства на комбинате остался на прежнем уровне и фактически не менялся с 2017 г. Но в текущем году изменилась сама география поставок. До 2022 г. комбинат поставлял порядка 400 000 т продукции в страны Западной и Восточной Европы. С введением санкций компания увеличила поставки на внутренний рынок.
В «Группу «Илим» входят три комбината в Архангельской и Иркутской областях, в городах Коряжма, Усть-Илимск и Братск, а также два гофрозавода в Московской и Ленинградской областях, в городах Дмитров и Коммунар. До 2022 г. компания закупала продукцию не только комбината Коряжма, но и конкурентов. Затем эти гофрозаводы почти полностью перешли на собственное сырье.
«Компания реорганизовала структуру покупателей продукции гофрозаводов, усилив сегмент чистоцеллюлозного картона, который производит завод в Архангельской области. Это также привело к увеличению доли поставок комбината на внутренний рынок. Чистоцеллюлозный картон используется в производстве коробок для мяса, рыбы, овощей и замороженной продукции, сейчас этот сегмент рынка растет», – отметил Черняев.
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что после введения санкций в прошлом году отечественные компании стали увеличивать долю поставок на внутренний рынок. По словам директора практики ЛПК (лесопромышленный комплекс) консалтинговой компании Strategy Partners Валентина Гаврилова, емкость российского рынка составляет порядка 4,5 млн т данной продукции, а производственные мощности российских предприятий насчитывают более 6 млн т. Часть продукции заводы поставляют в другие страны, но когда экспортные возможности ограничиваются, предприятия усиливают внутренние поставки, что может привести к перенасыщению рынка.
«Такая ситуация уже наблюдалась в конце прошлого года, в результате это привело к падению цен – стоимость целлюлозных (более дорогих картонов) упала почти до уровня макулатурных. Однако увеличение объемов внутренних поставок комбината в Архангельской области с 50 до 60% можно назвать аккуратной стратегией. Если на рынке возникнет переизбыток продукции, предприятие может сдерживать объем внутренних поставок», – добавил Гаврилов.
Гендиректор аналитической компании INFOLine Иван Федяков полагает, что объем российского рынка достаточен, чтобы комбинат в Архангельской области смог увеличить долю внутренних поставок. Однако на стоимости конечной продукции отечественного производства негативно сказываются колебания курса валют, а внутренний рынок более чувствителен к ценам. Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко добавил, что при продаже на экспорт производитель может устанавливать более высокую стоимость, соответственно, частичная переориентация на внутренний рынок может привести к сокращению выручки. Поэтому в условиях ограничения экспортных возможностей увеличение доли внутренних поставок можно оценивать как промежуточное решение, резюмировал он.